У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. “Сидячие”, или оседлые, имели зимнее и летнее жилища. Зимой жили в полуземлянках, тип и конструкция которых были заимствованы от эскимосов.
Наиболее подробные сведения об устройстве полуземлянок оседлых чукчей сообщает Мерк: “Снаружи юрты покрыты дерном, закруглены и возвышаются над уровнем почвы на несколько футов. Сбоку расположено четырехугольное отверстие, через которое можно войти внутрь. Вокруг входа поставлены стоймя по всей окружности землянок, кроме только места для прохода, китовые челюсти… высотой до 7 футов. Сверху они прикрыты китовыми ребрами, а поверх того -дерном. Через упомянутый вход попадаешь сперва в коридор, длиной во всю землянку, высотой около 6 футов, шириной около сажени или больше и немного углубленной по сравнению с уровнем пола землянки.
Сама землянка имеет всегда четырехугольную форму, ширина и длина ее составляет 10-14 футов, а высота 8 футов и больше. Ближе к стенам высота помещения вследствие изгиба потолка уменьшается. Землянка углублена в землю на 5 футов, а сверх того на три фута высоты уложена земляная стенка, поверх китовые челюсти, установленные по всем сторонам. На упомянутых китовых челюстях покоятся четыре отдельных одинаковых китовых челюсти, уложенные вдоль от самих входа на некотором расстоянии друг от друга и образующие потолок юрты.
Поперек них по всему потолку уложены китовые ребра. На высоте трех футов от уровня пола по четырем углам юрты прикреплено по одному ребру, которые посередине своего изгиба покоятся на подпорках, а на них вдоль всех четырех стен уложены доски. Они и представляют собой нары, на которых спят и сидят чукчи. Пол также покрыт досками, а под нарами взамен настила положены моржовые шкуры. Близ входа в потолке имеется решетчатое отверстие, затянутое пузырем китовой печени.
Около окна имеется в потолке еще одно небольшое отверстие в виде вдавленного в крышу позвонка, оно предназначено для выпуска наружу дыма от ламп, расположенных по четырем углам юрты. Некоторые из китовых ребер, образую¬щие крышу, окрашиваются по бокам в белый цвет и на них изображаются фигуры, как то: киты, байдары и прочее… Сени освещаются таким же окном, вделанным в потолок близ самой землянки” (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 15-17).
При сопоставлении этого описания с материалами археологических раскопок обнаруживается поразительное сходство с землянками пунукского времени (VII— XVII в. н.э.). Совпадает также и материал, из которого строились землянки. У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что раньше было два типа полуземлянок: валкаран (“жилище из челюстей”) и клерган (“мужское жилище”). Клерган, несмотря на такое название, была просто зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников. Валкаран тоже зимнее жилище, но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты или посторонние, которых могла поселить около себя большая семья. Летние жилища оседлых чукчей в XVIII в. отличались тем, что их обитателями обычно были члены одной семьи. По замечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту приходилось несколько летних яранг. Например, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних (Этнографические материалы, 1978. С. 155). Примерно такое соотношение зимних и летних жилищ характерно для всех оседлых поселений чукчей.
Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага. Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных “кухнях” около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием.
В конце XVIII в. зимние землянки стали выходить из употребления. Позже А.Л. Лазарев отметил: “Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно” (Записки о плавании, 1950. С. 302).
В XIX в. полуподземные жилища валкаран и клегран окончательно исчезают. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Ф.П. Врангель, проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них. “Оседлые чукчи живут малыми селениями, – писал он. – Хижины их делаются на шестах и китовых ребрах, обтягиваемые сверху оленьими кожами” {Врангель, 1948. С. 311-312).
Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Описания жилища чукчей-оленеводов XVIII в. свидетельствуют о том, что с развитием производства и изменением общественных отношений претерпела изменение и яранга, прежде всего ее размеры.
“В ярангах объединяются в летнее время, а также зимой, при длительных стоянках на одном месте, все связанные хотя бы дальним родством. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры” (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 5-14). Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. отдельная семья становится основной хозяйственной единицей чукотского общества; произошло, по-видимому, полное ее обособление и в быту. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение.
В книге З.П. Соколовой “Жилище народов Сибири (Опыт типологии)” дается подробное описание устройства чукотской яранги: “(яран.ы) – каркасное цилиндро-коническое нерешетчатое жилище. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев – стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу. В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами.
Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся (в стационарном жилище) на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги (три шеста, соединенные вершинами). Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу… Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом – брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов.
Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами (в виде прямоугольного ящика), отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром (жирники). Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену. В холодной передней части яранги разжигают костер {Соколова, 1998. С. 75, 77).
Vdovin I. S., Batyanova E.P.
(from the book “Peoples of the North-East of Siberia”)