В 1920–1930-е гг., в период национально-государственного и культурно-языкового строительства, были созданы Шелтозерский в Карелии и Винницкий в Ленинградской области вепсские национальные районы и 15 национальных сельских советов в Ефимовском, Оятском, Шольском и Оштинском районах (1927). Стали открываться школы и другие учреждения культуры на селе, в 1931 была создана вепсская письменность на основе латинского алфавита, началось преподавание на вепсском языке в школах Ленинградской области. В Ленинграде, Петрозаводске, областных городах началась подготовка национальных кадров учителей, работников культуры, других специалистов. Перемены сказались на уровне грамотности и этнического самосознания Вепсов: по переписи 1926, численность Вепсов составила 32 773 чел.; в 3 раза по сравнению с 1897 увеличилась грамотность (35,7%), особенно среди прионежских Вепсов.
В конце 1937 деятельность по национально-культурному развитию была прекращена; видные представители вепсской интеллигенции, многие партийные и советские работники были обвинены в национализме и репрессированы; прекратилось преподавание в школах на родном языке, национальные учебники и литература были изъяты. Винницкий национальный район и национальные сельсоветы утратили свой статус; Оштинский и Шольский районы были присоединены к создаваемой Вологодской области. Шелтозерский национальный район Карелии существовал до 1956.
Процесс направленной государственной ассимиляции нашел отражение в переселении Вепсов в 1950–1970-х гг. из «неперспективных» дерервень Ленинградской и Вологодской обл. Все это сказалось на демографическом и этнопсихологическом состоянии народа, серьезный урон был нанесен этническому самосознанию (практика записи В. русскими при выдаче паспортов; пренебрежительное отношение к языку, культуре, истории Вепсов). Миграция в города привела к увеличению вепсского городского населения и его быстрой ассимиляции, сокращению этнической территории. Деформируется половозрастная структура вепсского села. Молодежь утрачивает родной язык: по данным обследования 1983, примерно 50% молодежи считали родным языком русский, лишь 30% – вепсский.
С конца 1980-х гг. объединились усилия научной и творческой общественности и самих Вепсов не только в изучении их истории и культуры, но и в решении проблем дальнейшего существования народа. В 1987 прошли первый национальный праздник «Древо жизни» и научно-практическая конференция «Проблемы сохранения языка и культуры вепсов».