Собирательство, растения в традиционной медицине эвенов

  Собирательство у эвенов в основном имел подсобный характер, характерной чертой его являлось отсутствие особых заготовок в запасы на зимнее время. Но в то же время дикоросы (ягоды, орехи, съедобные коренья) восполняли недостаток витаминов, возникающих при питании однообразной животной пищи. Использование дикорастущих растений в пищу было необходимым, растения, прежде всего, играли существенную роль в питании северян как источник биологически активных веществ.

  Собирательство было женским делом, занимались им не только в весенне-летний период, но и в другие сезоны года. Растительная пища употреблялась в сыром или вареном виде. Наиболее распространенным объектом собирательства на рубеже XIX – XX вв. были нуб – горец живородящий, цветы и листья иван-чая, цветы, листья и плоды шиповника, употреблявшиеся как чайный напиток. Для употребления в свежем виде собирали разные виды ягод: шикшу – умтичан, голубицу – гит, морошку – инңамта, бруснику – hемтэ, каменку – ногли и др. Также в пищу шли дикий лук энңут, сарана ирдьики/ильдики, hинто. Грибы эвены не употребляли, относя их к числу запретных плодов и считая «оленьей едой» [История и культура эвенов, 1997. С.73]. Грибы-мухоморы использовались во время шаманских обрядов некоторыми группами гижигинских эвенов, и то для этих целей они приобретались у соседей – оседлых коряков.

  Растения применялись в качестве дубителей, красителей, для этих целей широко использовались кора ольхи, черемухи, белой и каменной березы. Кипяченая ольховая кора, настоянная на натуральной охре, давала краску ярко-красного цвета для отделки верхней одежды. Из наростов чозении, широко распространенного на Северо-Востоке дерева, делали трут хилты, который легко разгорался от малейшей искры. Вместе с кремнем и кресалом его носили в специальной сумке хилтык. Крошки трухлявого тополя и лиственницы служили топливом при дымлении шкур и ровдуги. В сухом виде они использовались для подстилки-куч грудным детям, для этой же цели использовали и высушенный мох.

  А из кустарниковой березы и ивы делали мягкие отбирочные стружки хэгри, служившие полотенцем [Там же, с.73].

Народам Севера, в том числе эвенам были хорошо известны лечебные свойства растений. Так, напиток из листьев брусники использовался в качестве жаропонижающего средства, при простудных заболеваниях использовался отвар из багульника болотного. В качестве средства от легочных и желудочных заболеваний применяли отвар из щитовника пахучего (як. бөрө ото, эв. өйир). Щитовник пахучий считается по-настоящему северным растением, встречается на скалистых местностях и каменистых россыпях в Арктике и на севере таежной зоны. Для улучшения пищеварения применяли отвары шишкоягод можжевельника. Зная дезинфицирующие и противомикробные свойства данного вида растения, а также багульника болотного, им окуривали больного и жилищное пространство.

  Для лечебных целей использовали и настойку из березового нароста чаги, как жевательное средство для чистки полости рта и зубов – смолу лиственницы. Из лечебных растений особенно ценился также кедровый стланник, из коры и игл которого также делали различные настойки для приема внутрь и примочки для открытых ран. Таким образом, знание и применение в качестве средств лечебной медицины различных дикоросов у эвенов были традиционны и были выработаны с давних времен.

Алексеева Е.К., к.и.н

Literature

1. Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX вв.). – Новосибирск: Наука, 2003. – 158 с.;
2. История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки – СПб.: Изд-во «Наука», 1997 – 176 с.;

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top