National Archive
of the Republic of Sakha (Yakutia)

«Зная Русских По Честным Поступкам С Нами… Я Старался Привлечь И Народ Свой На Сторону Русских»

Сивцев В.С.

главный архивист отдела использования документов

Национального архива РС(Я)

 

Документы о вхождении чукотского народа в российское подданство. 1834-1875 гг.

 

Аннотация: В публикацию Сивцева В.С. включены документы о вхождении чукотского народа российское подданство за 1834-1875 гг., хранящиеся в НА РС(Я).

Ключевые слова: История Якутии, чукотского народа в XIX в.

 

Взаимоотношения Российского государства с чукотским народом пережили про­цесс, начавшийся с жестокого военного противостояния и развившийся до добровольно­го принятия российского подданства. С чукчами русские познакомились еще в середине

XVII    в. в низовьях рек Колымы и Анадыря. Первые же встречи ознаменовались воору­женными столкновениями. И в последующем отношения с чукчами были исключительно враждебными, поскольку они не только отказывались идти в подданство и платить ясак, но и вели против русских активные боевые действия. К середине 1750-х гг. стала очевид­ной бесперспективность затянувшейся войны с чукчами. Кардинальный поворот в «чу­котской политике» от войны к миру связан с именами сибирского губернатора Федора Ивановича Соймонова и назначенного в 1760 г. анадырского командира подполковника Фридриха Христиановича Плениснера. Первый в донесении в Сенат от 7 ноября 1760 г. настаивал на том, «что надлежит отныне с теми чукоцкими и протчих разных и многих родов иноверцами бунтовщиками при склонении оных в российское подданство к плате­жам ясаков не столько военною и оружейною рукою поступать, сколько ласкою, благо­деянием и добрым с ними обхождением».

26 января 1776 г. императрица Екатерина II указала: «Приложить все усилия для принятия чукчей в подданство России». В марте 1778 г. благодаря стараниям командира Гижигинской крепости капитана Тимофея Ивановича Шмалева и сибирского дворянина крещеного чукчи Николая Дауркина с «главным» чукотским тоеном Омулятом Хергын- товым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства. Договор этот, однако, фактически не имел никакой силы, поскольку распространялся только на те стойбища, которые признавали авторитет Омулята (и до тех пор, пока признавали). Тем не менее этот поворот к политике договоров обозначил начало процесса постепенного вхождения чукчей в состав Российского государства. Этим результатом можно назвать присягу Андрея Амвраургина на Российское подданство в 1859 г.

Публикуемые ниже документы проливают свет на начало взаимоотношений чукчей с Российским государством в различных сферах жизни, свидетельствуют о серьезном прогрессе их по сравнению с периодом военного противостояния, а также о вхождении чукотского народа в состав России. Так, в фонде Колымского окружного управления имеется выписка из предписания якутского областного начальника Якутской городовой ратуши от 19 августа 1831 г., из которого следует, что существовала чукотская ярмарка в Нижнеколымске, открывавшаяся 1 февраля каждого года. В этом же документе содер­жатся сведения о трудностях, встречающихся в налаживании торговли между русскими и чукчами.

Особую историческую ценность представляет отношение главного начальника и владетеля чукотского народа Андрея Николаева Амраургина якутскому гражданско­му губернатору с прошением принять чукотский народ в российское подданство (док. № 2). В подборку включены также письма Епископа Якутского и Вилюйского Дионисия Андрею Амвраургину, которые свидетельствуют о тесных и дружеских контактах между ними. В письмах имеются сведения о строительстве, при благословении епископа Дионисия, православной часовни близ реки Эламбола и дома для священнослужителей и 0  награждении Андрея Амвраургина за постройку этой часовни золотой медалью (док. №№ 3, 4).

В письме Гижигинского окружного исправника Мацура содержится информация о чукотских старостах, оказавших помощь голодающим жителям Анадырского селения. Документ может иметь ценность как свидетельство наличия реальной власти Андрея Амвраургина над старостами чукчей, а, следовательно, и о реальной силе данной им при­сяги.

Документы выявлены в Национальном архиве PC (Я) (НА PC (Я)). Публикуют­ся по современным правилам правописания, с сохранением их стилистических особен­ностей. Сокращения раскрыты в квадратных скобках. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.

Публикацию подготовил B.C. СИВЦЕВ.

 

№1
Выписка из предписания Якутского областного начальника Н.И. Мягкова1 Нижнеколымской городовой ратуше о том, чтобы купцы, производящие меновую торговлю с чукчами, являлись в Нижнеколымск для торговли строго 1 февраля каждого года

19  августа 1831 г.

В 1828 году чрез Областное правление сделано мною распоряжение, чтобы купечество, производящее меновой торг с чукчами, являлись в Нижнеколымск2 непременно к 1 февраля месяца, но и за сим купечество доезжало в Нижнеко­лымск позже назначенного времени под разными предлогами, я вторично пред­лагал Областному правлению в 1830 году сделать распоряжение к понуждению вновь купечества к явке в Нижнеколымск непременно к назначенному времени 1 ч[исла] февраля, объявив им, что чрез поздний приезд их чукчи могут прервать и самую торговлю с русскими.

До сведения моего дошло, что и в настоящем году прибыли в Нижнеколымск некоторые из торгующих к назначенному времени, а все прочие по беззаботливо- сти своей не прибыли, чукчи же, прибыв в назначенное время, проживали долго в ожидании купечества в Островной крепости3, негодовали и роптали, что они всякий год при обращении своем по поздности времени встречают распутицу от разлития вод, претерпевают затруднение и безвременное прожитие на невыгод­ных им местах с нуждою в пропитании и с большим изнурением едва достигают к местам постоянного жительства. Посему тоен их Ятыргин решительно просил приказать купечеству непременно быть в будущем году в Островной крепости в одно с ними время.

Вследствие сего предписываю Городовой ратуше подтвердить от меня в по­следний раз купечеству торгующему в Колымске о непременном выезде к пред­назначенному времени в Нижнеколымск и оттоль вместе с господином] исправ­ником в Островную крепость, не оставаясь от него ни под каким предлогом, не ожидая и прочих торгующих, не прибывших ко времени, стараясь при том благо­временно отправлять товары, приготовленные на чукотскую ярмонку. О испол­нении сего при объявлении им ныне пребывающих здесь обязать их подпискою, которую и представить ко мне, причем поставить им на вид жалобу на них чукоч с тем, что при дальнейшей их уклонности вводимого и необходимого порядка, бу­дет доведено до сведения Высшего начальства для принятия в том особых мер.

Верно: Губернский секретарь Протопопов

НА PC (Я). Ф. И-16. On. 1. Д. 155. Л. 88-89об. Рукопись. Копия.

№2

Отношение главного начальника и владетеля чукотского народа, тойона А.Н. Амвраургина4 якутскому гражданскому губернатору Ю.И. Штубендорфу5 с просьбой Его Императорскому Величеству принять его и весь чукотский народ в Российское подданство

11  января 1859 г.

Вступив после смерти отца моего к управлению чукотским народом, я всегда стремился к увеличению благочестия этого народа. Зная русских по честным по­ступкам с нами, всегда с хорошей стороны, я старался привлечь и народ свой на сторону русских, всеми мерами стараясь распространить нашу меновую торговлю с ними и тем отвлечь чукчей от вредной для них торговли с каждогодно приезжа­ющими к нам на судах иностранцами. Судов, которых приезжает к нам каждый год, от 40 до 150. С целью ближе ознакомиться с русскими и узнать расположение к нам Вашего Превосходительства ездил в прошлом году в Якутск мой помощник Хотто, для встречи с которым на встречу его я выехал в Среднеколымск. Услышав о дружеском и ласковом приеме, сделанном Хотто Вами, я весьма тому радовался. Зная же, что сюда из Якутска едет чиновник Ваш и купец Барамыгин, которого все мы любим и уважаем, я решился ждать здесь их приема. Дружеский, ласковый прием, оказанный мне Вашим чиновником Шевелевым, сделанные его и купца Ба- рамыгина | подарки | и слухи о приеме, оказанном в Якутске Хотто, столь на меня подействовали, что я, заботясь о благе чукотского народа, решился всепреданней- ше умолять Нго Императорское Величество Государя Императора Всея России принять меня и весь мой чукотский народ в полное и покорное Ему подданство, для чего я желал бы иметь счастье предстать пред Его Императорское Величество лично сам. А потому и прошу нижайше Вас о дозволении и содействии Русского правительс тва к моей поездке в С.-Петербург6.

НА PC (Я). Ф. И-12. On. 1. Д. 1205. JI. 13-14. Рукописный подлинник.

№3

Письмо епископа Якутского и Вилюйского Дионисия7 чукотскому эрему А. Амнраургину о получении им шкур пушных зверей и об иконах для строящейся близ р. Эломбала8 часовни

20 сентября 1871 г.

Чрез колымского исправника г[осподина] Иващенко я получил от вас тринадцать бобровых и две сиводушичьи9 шкуры с тем, чтобы оные шкуры продать и вырученные деньги употребить в уплату за иконостас для новой часовни, сооружаемой вами на притоке Анюя близ р. Эломбала, на каковой предмет вами назначено было двести рублей. Иконостас был заказан мною раньше, в шесть икон, которые для доставки поручил я Николаю Алексеевичу Соловьеву. Прошу при¬нять от него и сколько стоит за доставку уплатить ему.
Посылаемые вам шесть икон стоят каждая по 25 р., а все шесть будут стоить сто пятьдесять рублей. А ваших бобров и сиводушек я продавать пока не решаюсь, потому что дешево дают, не дороже 100 сер[ебром]. Я решил поступить так: в лето 1872 года отдать их тому купцу, который доставил мне иконы, и ни в каком слу¬чае не намерен отдать их дешевле 110 рублей. При таком расчете за посылаемые иконы вы добавите мне 40 рублей серебром. Остальные за тем 50 р. к дополнению 200 р., назначенных вами для новой часовни, также хорошо было бы выслать мне в будущую ярмарку 1872 г.
В числе посылаемых мною икон есть одна во имя Св[ятого] Апостола Андрея Первозванного. Я желал бы, чтобы и сооруженная часовня именовалась Андреевскою, во имя Ап[осто]ла Андрея, первого проповедника имени Христова в земле русской, и которого имя вы носите, яко покровителя и хранителя жизни вашей.
Если Господь сохранит меня жива и здрава, то располагаю в начале 1873 года посетить новосозданный вами храм Божий и лично поблагодарить вас за ваше христианское усердие ко Храму Божиему. Как и в какое время выеду я в вашу сторону, о том заблаговременно постараюсь дать знать окружному управлению. Итак, пока до свидания. А чтобы напомнить вам о себе, для этого посылаю вам маленький портрет с себя.
Затем призывая Божие благословение на вас и на все семейство ваше, остаюсь с искренним благожеланием Дионисий, епископ Якутский и Вилюйский

НА PC (Я). Ф. 269-И. Оп. 2. Д. 185. Л. 1-2. Подлинник. Автограф.

№4

Письмо епископа Якутского и Вилюйского Дионисия чукотскому эрему А. Амвраургину с известием о награждении его золотой медалью на Владимирской ленте за постройку часовни и дома для священнослужителей на урочище р. Эломбала

25 июня 1876 г.

Милостивый государь, Андрей Николаевич!

За услуги ваши, оказанные Православной церкви сооружением часовни и дома для священнослужителей на урочище Эломбала, Его Императорское Ве¬личество, Государь Всероссийский Александр Николаевич наградил вас золотой медалью для ношения на шее на Владимирской ленте. С каковою высокою награ¬дою спешу поздравить вас и покорнейше прошу внушить сыну вашему Афанасию Андреевичу, чтобы и он подражал благому христианскому житию вашему, и тем заслуживал себе достойную награду от царя Российского, паче же от Царя Небесного.
Призывая Божие благословение на вас, на семейство ваше и на всех чукчей, которых люблю всем сердцем, есмь усердный о вас богомолец Дионисий, епископ Якутский и Вилюйский

НА PC (Я). Ф. 269-И. Оп. 2. Д. 185. JI. 3. Подлинник. Автограф.

№5

Письмо гижигинского окружного исправника Мацура чукотскому эрему А. Амвраургину о чукотских старостах, оказавших помощь голодающим жителям Анадырского селения

[1870-1880 гг.]10

Милостивый государь, г[осподин] тоен!

Прибыв в Анадырь11 в январе месяце с[его] г[ода] по служебным делам в Анадырское селение, я нашел собак упавшими и жителей от неулова рыбы голодающими. Чтобы помочь их бедственному положению, я обратился к кочующим колымским чукчам, имеющим свое кочевье в Гижигинском округе 12 с просьбою о помощи оленями. На последнюю все чукчи, находящиеся на реке Ериполе, изъявили полнейшее свое желание составить табун, пригнать к Марковскому селению и оказать помощь по возможности. Более всего мне в этом посодействовали староста Айгинват и его отец Василий Ремкилян, за что я буду ходатайствовать пред господином] Военным губернатором Приморской области о награждении их достойной наградой. Вам же позвольте от имени моего, поблагодарить и изъявить свою признательность за подчиненных Вам вышеупомянутых чукоч. Их хорошее расположение происходит от. Вас, как главного виновника и наставителя к добру. Все чукчи, зная Вас с хорошей стороны, заимствуют от Вас добрые начала. Один только из них оказался презрения достойным – это чукотский староста Кукерин со своей командою, который вовсе отказался от помощи и притом явился ко мне в кафтане, выдуманном им же, как будто он тоен. Кафтан этот прошу Вас, как никем не пожалованный, отобрать и уничтожить. Я же не успел этого сделать, так как он поспешно убрался от меня, и даже не спросил, имеет ли он пожалованную грамоту. За других чукоч позвольте еще раз выразить мою благодарность и пожелать Вам всякого благополучия. Еще больше я радовался, если бы мог увидеть Вас лично. Затем примите уверение с искренним моим уважением за вашу деятельность и благодетельное влияние на подчиненную Вам команду за оказанную жителям помощь.
Гижигинский окружной исправник Мацур

НА PC (Я). Ф. 269-И. Оп. 2. Д. 185. Л. 4-5. Подлинник. Автограф.

References:

1         Мягков Николай Иванович – начальник Якутской области с 1825 по 1831 г. Родился в 1782 г. в Псковской губернии. Из дворян. В 1795 г. поступил в Морской кадетский корпус, из которого выпущен в 1801 г. мичманом в Балтийский флот. В 1803 г. по состоянию здо­ровья был переведен на статскую службу в Адмиралтейство, где дослужился до начальника провиантского отделения. Известен реформаторской деятельностью. В числе важнейших было учреждение Якутской степной думы 11 марта 1827 г., которое имело далеко идущее социально-экономическое и политическое значение для якутов.

Село в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия), основанное в 1644 г. казаками М. Стадухина и Д. Зыряна как зимовье экспедиции Семена, Дежнева. До начала XVIII в. поселение именовалось Колымским Нижним зимовьем, затем, после реконструк­ции укреплений, – Нижнеколымским острогом. В 1756 г. в 21 км от острога на левом бе­регу главного русла Колымы, напротив устья рек Большой и Малый Анюй была заложена новая крепость четырехугольной формы, обнесенная палисадом с 4 башнями. В 1821 г. при крепости находилось до 40 домов и церковь. Она являлась перевалочным пунктом на пути с Колымы на р. Анадырь, базой для организации морских экспедиций из устья Колымы. Жители занимались рыболовством и охотой.

3           Вероятно, имеется в виду Анюйская крепость, построенная во второй половине

XVII в. на р. Малый Анюй. Крепость несколько раз переносилась с места на место, и некоторый период времени располагался на острове, по причине чего ее стали называть «Островной». Крепость регулярно разрушалась паводковыми водами и, в конце концов, в 1849 г. была перенесена на склон берега р. Малый Анюй в 10 верстах ниже по течению, однако название «Островная крепость» так и осталось.

4 Амвраургин Андрей – чукотский тоен, обладавший титулом «Эрем», наделенный вла­стью практически над всем чукотским народом. Сын чукотского тоена Яторгина. Являлся сторонником развития связей с русскими, был православного вероисповедания и активно сотрудничал с православными миссионерами в распространении христианства среди чук­чей. В 1859 г. принес присягу на подданство Российской Империи.

5 Штубендорф (Stubendorff) Юлий (Юлиус) Иванович (1811- 1878) – медик, ботаник, государственный деятель; тайный советник (1864), в 1851-1853 гг. – первый правитель Сибирского отделения Русского географического общества; почетный член РГО; граждан­ский губернатор Якутской области (1857-1862).

Амвраургин не выехал в Санкт-Петербург, но прибыл в Якутск, где был торжественно принят, и 8 сентября 1859 г., в Свято-Троицком кафедральном соборе был принесен к при­сяге протоиереем Дмитрием Хитровым на чукотском языке.

”Дионисий (в миру Дмитрий Васильевич Хитрое) (1818-1896)- епископ Русской православной церкви, епископ Уфимский и Мензелинский. Миссионер, переводчик свя­щенного писания и богослужебных текстов на якутский язык. Епископ Якутский, викарий Камчатской епархии с 9 февраля 1868 по 12 января 1870 г. Епископ Якутский и Вилюй- ский с 12 января 1870 по 12 декабря 1883 г.

Эломбала – река, впадающая в р. Малый Анюй, который, в свою очередь, впадает в р. Колыма.

Сиводушка – северная сибирская красная лисица с темно-серой шерстью на шее и брюхе.

10 Дата установлена по первому упоминанию в документах архива Анадырского селе­ния в 1875 г.

11 Анадырь – город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чу­котского автономного округа. 3 августа 1889 г., выполняя указ правительства царской Рос­сии об образовании на самой северо-восточной территории государства Анадырской окру­ги, русский военный врач и полярный исследователь Л.Ф. Гриневецкий заложил в устье реки Казачка пост Ново-Мариинск. С него и начал развиваться город Анадырь. Однако, сведения об Анадырском селении есть и в документах 1875 г.

12 Гижигинский округ (уезд с 1902 г.) – округ с центром в Гижигинской крепости, ос­нованной в 1752 г. в 25 верстах от устья р. Гижига, впадающей в Охотское море на заливе Шелихова.

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top