Традиционная утварь эвенов

  Основная часть домашней утвари для приготовления и принятия пищи, хранения продуктов, одежды и мелких вещей у эвенов изготовлялась в хозяйстве. Материалами служили дерево, береста, шкуры животных, кожа рыб, лапы птиц, ровдуга, камус, рог и кость. Но для всех кочевых и полукочевых народов Сибири дерево и береста являлись универсальными видами материалов, использовавшимися ими практически во всех областях народной жизни.

В конце XIX – начале XX вв. эвены пользовались посудой из дерева и бересты, встречались в хозяйстве медные и чугунные котлы с дужкой, медные чайники, покупаемые у соседних народов.

Лиственные породы деревьев, в том числе тополь, береза, ива составляли основной материал для поделок широкого ассортимента бытовой и культовой посуды, колыбели, детских игрушек, седел и т.д. выбор поделочного материала не носил случайного характера, а исходил из знаний о качествах, технических возможностей древесины, таких например как твердость, гибкость, вкусовые свойства. Кроме того, посуда из местного материала ценилась за удобство, легкость, доступность.

Деревянная утварь. Для изготовления посуды особо ценилась береза и берестяная щепка. Лиственницей в этих целях пользовались в случаях нехватки подходящего материала. Деревообработка считалась мужским занятием. Основными инструментами при этом являлись нож, молоток, топор, долото, лучковая пила, сверло.

Деревянная утварь эвенов представлена двумя видами изделий – выдолбленными из цельного куска дерева и изготовленными из отдельных прямых дощечек.

Материалами для утвари, получаемыми путем долбления служили наплывы, наросты со стволов и корневищ. Выдолбленная утварь состояла из следующего набора: миски, блюда для мяса и рыбы, пиалы и чашки (коолаңка), деревянные ложки (унькан), различные черпаки, таз для стирки (аваңка), миска для собаки (далаңка), курительная трубка (каңса).

Ко второму виду изделий, изготовленных из отдельных прямых дощечек относятся: ящики для посуды (бунэ Н.-К., чааскарук Ойм., чооңал Сакк.), корытца для мяса и рыбы, шкатулки для столовых приборов, швейных принадлежностей (hолик), ящики для столярных и слесарных инструментов, столики, детские колыбели, лопаты для очистки снега и др. [Данилова, 1995]. Во избежание поломок в пути вся посуда укладывалась в специальные дощатые чемоданчики или деревянные футляры, ровдужные сумы.

Фото 1. Шкатулка для хранения столовых приборов. Из фонда историко-краеведческого передвижного (кочующего) музея библиотеки Усть-Янского улуса, п. Депутатский. Фото Е.К. Алексеевой.

  Из простых прямых досок делали дощечки различных размеров для раскроя шкур (удэки, нимба), для резки мяса и рыбы (дьигонко). Удэки является одним из древнейших женских принадлежностей, прежде она служила удаганкам магическим средством передвижения в путешествиях по разным мирам. Доска нимба одновременно служила и лопатой для очистки снега.

  Необходимым компонентом чума является столик, делали его из 1-2-х хорошо оструганных досок размером 50х65 см. снизу забивали поперечные планки с урепленными прямыми ножками, а иногда доску ставили прямо на ящик. Высота стола в сборе не превышала 25-30 см. после принятия пищи столик убирали в сторону [История и культура, 1997; Мазин, 1992].В эвенской семье, где был маленький ребенок обязательным атрибутом жилища и микромира ребенка являлась детская колыбель, которая изготовлялась из лучшей древесины березы и даурской лиственницы.

Фото 2. Эвенская детская колыбель – бэбэ (из фотоматериалов В.И. Иохельсона. Кон. XIX в.).
Фото 3. Детская колыбель с ровдужной покрышкой.

  Для ее изготовления тонкие, хорошо выструганные березовые доски распаривали, изгибали дугой и просушивали в специальных правилках. Соединяли детали при помощи ровдужных ремешков. Таким образом, эвенская колыбель состояла из двух дугообразно изогнутых досок, образующих борта и соединенных под углом 110°-150°, что характерно для всех колыбелей тунгусских народов. К бортам подшивали донце и спинку из тонких досок. В изголовье прикреплялась дуга для полога и колыбель могли подвешивать в жилище.

  Берестяная утварь. Использовалась береста как в обработанном, так и в естественном виде. Изготовление из неё предметов обихода являлось женским занятием.

  В эвенском фольклоре сохрани лось упоминание о берестяной чашке, коробке для посуды. Меховых мешках с берестяной основой и т.п. известно также, что своим мастерством в производстве берестяных изделий эвены весьма славились на Северо-Востоке [История и культура, 1997]. У чукчей, например, очень ценилась изящная ламутская коробка из бересты, украшенная тонкой резьбой, в котором было принято хранить хозяйственные мелочи. Подобные коробки В.Г. Богораз часто встречал во многих чукотских семьях [Богораз, 1991].

  Эвенам были известны берестяные корыта для стирки, короба для мяса и рыбы, черпаки, ковши, туеса для сбора ягод и кореньев, ведерки для воды. Береста применялась эвенами в комбинированных изделиях из камуса, шкур, ровдуги. Шили всевозможные рукодельные сумки, охотничьи сумки, шкатулки, которые обшивали ровдугой или камусом.

  Всю посуду из бересты эвены называли кивэми (кивэ/чалбан – береза).

  Утварь из рога, кости и камня. В быту эвенов широко применяли оленьи и бараньи рога. Из последнего делали ложки көйэнэ (көйэ – бараний рог, Ойм., Ох., Ол.), ковши уукэн (Ойм.), черпаки хомик. Вырезанные из бараньега рога кости сохранялись очень долго.

  Для снятия посуды с огня пользовались ухватками из дерева и рога – гавун. В хозяйстве использовались и крюки из рогов домашних и диких копытных для подвешивания в жилище посуды, колыбелей и т.д.

  В качестве хозяйственной доски для мяса использовали основание оленьих рогов и называлась она hимчувун (Ол.).

  Камень использовался прежде как блюдо для выпечки лепешки на костре, поджарки мяса. Заостренный камень использовали и в качестве скребка для обработки шкур. А в конце XIX в. В.Л. Серошевский в Колымском улусе видел костяные шилья, наперстки и большие костяные иглы для сшивания потников.

  Покупная утварь. Железные предметы, приобретенные у русских купцов и торговцев, на ярмарках северные народы могли перековывать, переделывать, согласно традиционным требованиям кочевого быта.

  Уже в первой половине XVIII в. кочевниками использовались котлы из меди и железа – чиирэт иекэ. Каждая эвенская семья имела такой котел, его очень берегли. Для перевозки котла назначался специальный 2смирный2 олень, котел перевозился в сумах иэкэрук.

  Наряду с котлами. В XVIII в.. в быт вошли и медные чайники – чиирэт чааник. Нередко их переделывали в вёдра. Медную посуду также перевозили в специальных чехлах тэпкэн [История и культура, 1997].

  Из железной посуды также встречались чайники для заваривания чая – нэчэрук, железные ковши – куола [Худяков, 1969]. Позднее в быт вошли фарфоровые чашки, блюдца. В начале XX в. список утвари эвенов пополнила цинковая посуда, приобретаемая у торговцев.

  Незаменимой частью очага были крюки для котла и чайников – олрэвун ~оллавун~олдавун двух видов: деревянный и железный. После приготовления еды крюк отодвигали влево или вправо от очага. Для вытаскивания мяса из котла использовали крюки из железа – мээкэвун/мэкун.

  Основным домашним инструментом и мужчин и женщин являлся нож, который изготавливали исключительно умельцы или же готовые наконечники ножей перековывали на свой лад, так как эти инструменты имели различные назначения, отчего и зависели их размеры. Мужские ножи предназначались для работы по дереву и кости, бывали чисто охотничьи ножи. Женские в зависимости от работы подразделялись на несколько видов: ножи для разделки мяса, для разделки рыбы, для раскроя шкур и ровдуги.

  Несмотря на наличие покупной утвари, еще долгое время дерево и береста, кости и рога продолжали служить основным материалом для изготовления хозяйственной утвари.

  Кочевой образ жизни эвенов способствовал созданию своеобразной, продуманной до мельчайших деталей системы хранения и перевозки продуктов, хозяйственной утвари и предметов быта. Основу этой системы составляли всевозможные сумочки и мешочки различных размеров из кусков шкуры, ровдуги, лапок птиц, кожи рыб. Так, в мешке hелук из невыделанных камусов хранили запасы пищи: порсу, юколу, мясо и другие продукты. Мешок имел дно овальной формы и суживающуюся горловину. В сумочках из рыбьей кожи (хариус, налим, рыбы лососевых пород), ровдуги – авун тэпкэн – женщины хранили тальниковые стружки – хиври, которые заменяли полотенце, ими протирали посуду. широко бытовали у всех эвенов небольшие сумочки авсачал для хранения различных мелких предметов – огнива, рыболовных крючков и т.п.

  У каждого эвена имелась своя рабочая сумка – hэлрук/hэлэрук, в которой хранили набор инструментов, состоящий из топора, лучкового сверла – hэгул, одноручных пилок для распиливания кости и дерева – hунавун, шила – hучул, ножей различных размеров [Попова, 1981].

  Сумочки для швейных принадлежностей имела каждая женщина, девушка или девочка, достигшая 7-8 летнего возраста. Обязательной принадлежностью для эвенок была сумка, где хранились инструменты для обработки шкур, ровдуги.

Candidate of Historical Sciences, E.K. Alekseeva

Фото 3. Скребки для обработки и выделки шкуры, ровдуги (Усть-Янский улус, п. Депутатский, фото Е.К. Алексеевой).

Literature

  • Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX вв.). – Новосибирск: Наука, 2003. – 158 с.;
  • Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. Авториз перевод с англ. – М., 1991;
  • Данилова А.А. Бытовая лексика эвенского языка. – Якутск, 1995;
  • История и культура эвенов. Историко-этнографические очерки – СПб.: Изд-во «Наука», 1997 – 176 с.;
  • Мазин А.И. Хозяйство и быт эвенков-орочонов (кон. XIX – нач. XX вв.). – Новосибирск, 1992;
  • Попова У.Г. Эвены Магаданской области. Очерки истории. Хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья. 1917-1977 гг. – Магадан, 1981;
  • Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л., 1969
en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top