Религия и культурные традиции

  Религия – религиозные представления эвенков были связаны с анимизмом и шаманизмом. Шаманизм сохраняется и сегодня, но большинство верующих эвенков — православные. Специальный шаманский чум дулу строился для больших шаманских камланий. Их устраивали, когда нужно было проводить душу умершего в мир мертвых, или найти душу больного, украденную злыми духами, или обеспечить удачу в промысле. Шаманский чум необычно больших размеров символизировал среднюю землю, остров в течении шаманской реки. В центре чума ставили шаманское дерево туру — молодую лиственницу, верхушку которой выводили через дымовое отверстие. По ней путешествовал шаман. Украшали чум своеобразными галереями. Галерея дарпе состояла из деревянных скульптур животных — духов-помощников шамана. Галерея онан ассоциировалась с нижним миром, рекой мертвых, и поэтому строилась за задней стенкой чума, с западной или северной стороны.

  Культурные традиции эвенков основаны на системе экологического восприятия мира как органичного единства всех объектов природы, в которой человек – звено мироздания, а не царь природы. Соответственно этой системе взгляда на окружающий мир, обычаи эвенков соответствуют требованиям бережного отношения к природе, направлены на достижение гармонии человека и окружающего мира.

  В традиционном мировоззрении эвенков все объекты и явления окружающего мира одушевляются — душу имеют все стихии, субъекты («душа-оми») и объекты мироздания («душа-мусун»).

  У эвенков существует система правил и запретов Одё, регулирующая хозяйственную деятельность: запрещается промысел сверх прямых потребностей семьи, небрежное отношение к добыче и многое другое.

  Смерть. Погребение. Поминки

  Представления о душе человека разнилось между отдельными группами эвенков. Единым было представление о многообразности душ.

  «Главная душа» («оми»), создана творцом. До рождения души простых людей выглядели как птенцы синиц, а оми будущих шаманов – в виде птенцов перелетных птиц: орлов, гагар и лебедей. По мере взросления человека оми превращалась в душу «хэян», с которой человек проводил всю оставшуюся жизнь. После его смерти она вновь становилась оми, оборачивалась птицей и возвращалась в Средний мир, где в женской утробе давала начало новой жизни.

  В других представлениях «хэян» являлась двойником живого человека или духом защищающего и направляющего его предка. В этих случаях она всегда отправлялась в Нижний мир.

  Покойника обмывали и переодевали сразу после смерти. На следующий день сородичи сооружали деревянный гроб и размещали его на специальном погребальном помосте на двух или четырех столбах. Выбирали для могил возвышенные места, окруженные водой, или острова.

  В гроб клали оружие, инструменты, посуду и мелкие личные вещи.

  По окончанию церемонии гроб с покойником закрывали ветками или шкурой и возвращались домой, заметая следы.

Materials and photos provided by the portal “Many Faces of Khabarovsk Krai”, the compiler:
Kulesh Yelena Vasiliyevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology,
Head of the Resource Center in Pacific State University.

 

en_GB
Scroll to Top
Scroll to Top