лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Энцы

Работа энецкого художника Ивана Силкина. Иллюстрация к энецкому словарю, 2012.

Энцы в основном проживают в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. 

По переписи 2021 года, энцев насчитывается 201 чел., энцы тесно связаны с другими народами Таймыра: ненцами, долганами и нганасанами, поэтому смешанных браков между представителями этих народов наблюдается часто. По данным переписи населения 2002 года – 327 чел., 2010 года – 227 чел.

Энцы издревле живут на полуострове Таймыр Красноярского края. Энцы после перехода от кочевого образа жизни к оседлому поселились в основном в двух посёлках Таймырского Долгано-Ненецкого района – Воронцово (к северу от Дудинки) и Потапово (к югу от Дудинки). Можно условно считать эти два поселка основной этнической территорией энцев. В последние десятилетия значительная часть разъехалась по соседним ненецким посёлкам, немало перебралось и в Дудинку. Название «энцы» было предложено в 30-е годы известным лингвистом и этнографом Г.Н. Прокофьевым. Оно было образовано от энецкого слова «энчи» – человек, к нему энцы добавляют слово «онай», т.е. «настоящий», и тем самым называют себя «онай энчи» – «настоящий человек». В более ранних официальных документах энцы известны под названием «самоеды», позже стали их именовать по месту, куда они вносили ясак (налог). Тундровые энцы (хантайские самоеды) платили ясак в Хантайское зимовье. Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье. Сами себя тундровые энцы называют «сомату», а лесные энцы называют себя «пя бай».

Ранние этапы истории народа слабо изучены, поэтому вопросы происхождения энцев не ясны и в трудах исследователей истории энецкого народа основаны на предположениях. Известный учёный-этнограф Б.О. Долгих высказал предположение, что энцы являются выходцами из Юго-Западной Сибири. Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор Е.А. Хелимский считал, что прародиной энцев следует признавать Томскую область, где живут сейчас селькупы.

Продвижение энцев к местам нынешнего обитания происходило со второй половины XVII века, под непрерывным вытеснением с ранее занимаемой ими территории более многочисленными соседями – ненцами, селькупами и эвенками.

Язык энцев принадлежит к группе самодийских (самоедских) языков, куда входят ненецкий, нганасанский, селькупский языки. Самодийские языки являются самостоятельной ветвью уральской языковой семьи, другую самостоятельную ветвь которой образуют финно-угорские языки.
Энцы говорят на двух диалектах: «бай база» (п. Потапово) – лесные энцы, «маду база» (п. Воронцово) – тундровые энцы. Русским языком свободно владеют 75% энцев, считают родным – 38%, также энцы свободно употребляют ненецкий язык.

Настоящее время людей, знающих и понимающих энецкий язык, осталось очень мало. Это, в основном, люди старшего поколения, которым сегодня от 45 до 70 лет. Даже они для общения в быту чаще используют русский язык. Молодые энцы, понимающие энецкую речь, не разговаривают на энецком языке. Дети же родного языка не знают. Исходя из того, что в настоящее время чисто энецких браков практически нет, языком общения в семьях, как правило, становится русский. 

По антропологическому облику энцы относятся к уральской группе антропологических типов.

Литература:

  1. Болина З.Н. Эззууй – След нарты. – Дудинка, 2014. – 155 с.: ил.
  2. Васильев В.И. Лесные энцы. Сибирский этнографический сб. Т. 5. Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, М.:1963.
  3. Васильев В.И. Обрядовая сторона представлений, связанных с рождением ребёнка и свадьбой, у ненцев и энцев низовьев Енисея. Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. Изд-во АН СССР. М.: 1990.
  4. Гессе Н., Задунайская З. Пропавшая песенка. Л.: Детская литература, 1987.
  5. Долгих Б.О. Мифологические сказки и исторические предания энцев. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во АН СССР. 1961.
  6. Долгих Б.О. Обрядовые сооружения нганасанов и энцев. Краткие сообщения. Вып. 13. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во АН СССР. 1951.
  7. Кривоногов, В. П. Этнические процессы у энцев Таймыра / В. П. Кривоногов // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2023. – № 1(37). – С. 14-32. – DOI 10.52782/KRIL.2023.1.37.002. – EDN TLVLXO.
  8. Серия: Народы и культура. Народы Западной Сибири. Отв. ред: И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова. М.: Изд-во «Наука», 2005.

Статьи

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх