лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Эвены

 

  Эвены – один из коренных малочисленных народов Севера. В настоящее время небольшими группами расселены в пяти административно-территориальных образованиях Российской Федерации, в частности на территории Дальневосточного федерального округа: Камчатском крае, Корякии (ныне в составе Камчатского края), Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном округе (входит в АЗ РФ) и в Республике Саха (Якутия) (13 районов входят в АЗ РФ, что составляет более половины площади республики) (см. табл.1; 2).

  В республике основная масса эвенского населения сосредоточена в арктических районах в сельских поселениях, занимая в свою очередь периферийное положение на территории региона. Каждый из этих районов представляет зону пересечения хозяйственно-культурных границ коренных народов – саха, долган, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей.

Табл.1

Районы проживания и численность эвенов по регионам РФ

РегионРайоны проживанияДанные ВПН – 2010 г. (чел.)
1.Камчатский крайБыстринский район1872
2.Магаданская областьОльский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Сусуманский, Тенькинский районы и г. Магадан2429
3.Хабаровский край,Охотский район1128
4.Чукотский АОАнадырский, Билибинский районы и г. Анадырь1392
5.Республика Саха (Якутия)Абыйский, Аллайиховский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Кобяйский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Среднеколымский, Томпонский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский улусы15071

Источник: Итоги ВПН

Табл.2

Динамика численности эвенов РФ и РС (Я) по данным переписей населения

 1979198920022010
Эвены в целом по РФ12529171991907121830
Эвены РС (Я)576386681165715071

Источник: Итоги ВПН

     В последние десятилетия наблюдается стабильный рост численности эвенского населения. Так, Республика Саха (Якутия) является одним из динамично развивающихся субъектов Дальневосточного федерального округа. Согласно данным переписей 2002/2010 гг., статистических материалов и социологических исследований, в целом существует положительная динамика демографических процессов в среде КМНС РС (Я), в том числе эвенов. Как видно из таблицы 2, по сравнению с 1989 г. численность коренных малочисленных народов Севера в республике увеличилась на 60,9 %, а численность эвенов на 72,4%.

  Исторически сложилось так, что в геоландшафтном отношении ареал проживания эвенов относится к горно-таежной, горно-тундровой и лесотундровой зонах, представленной многочисленными водораздельными цепями системы горных узлов и отрогов, плоскогорий, горных лесов. В данной природно-географической нише ведут свою жизнедеятельность большая часть локальных групп современных эвенов Якутии (см. табл. 3). В целом горы и плоскогорья занимают 2/3 (более 70 %) территории региона (на западе – плоскогорно-равнинная, на востоке – расчленённая горная область и высокие нагорья, на юге – Алданское нагорье и Становый хребет). Лишь на севере и в центре республики простираются обширные равнины и низменности, которые в общей сложности составляют только 1/3 территории.

Табл. 3

Природно-хозяйственные зоны расселения эвенов

в Республике Саха (Якутия)̽

 

N Районы проживания Природно-хозяйственная зона
2ЭвеныАбыйский (арктический район)горно-таёжная
  Аллайиховский (арктический район)приморско-тундровая
Булунский  (арктический район)горно-тундровая
Верхнеколымский(арктический район)горно-тундровая, лесотундровая
Кобяйскийгорно-таёжная
Момский(арктический район)горно-таёжная
Нижнеколымский (арктический район)приморско-тундровая
Оймяконскийгорно-таёжная
Среднеколымский (арктический район)горно-таёжная
Томпонскийгорно-таёжная
Усть-Янский (арктический район)

приморско-тундровая,

горно-тундровая

  Эвено-Бытантайский (арктический район)горно-таежная

̽ (Составлено по [Конников, 1971; Поисеев, 1999])

    Традиционный образ жизни эвенов основан на занятии хозяйственной деятельностью, напрямую связанной с биоресурсами и экологической устойчивостью окружающей среды, на глубокой взаимосвязи (физической и духовной) с северным природным ландшафтом.

  Для большинства групп эвенов исторически характерна культура кочевых оленеводов-охотников тайги и лесотундры. Такой принцип жизнедеятельности заключается в модели цикличного чередования природных ритмов и сезонного изменения системы жизнеобеспечения. Природно-географические условия проживания соответствуют для традиционной жизнедеятельности эвенского сообщества, прежде всего, для ведения охотничье-оленеводческого хозяйства, а также для прибрежного озерного и речного рыболовства. Данный «вмещающий/кормящий ландшафт» обеспечивает их полноценную жизнедеятельность. Именно в этой экосистеме протекало формирование северного/арктического охотничье-оленеводческого геокультурного комплекса эвенов.

  Современная языковая и этнокультурная ситуация. В силу происходящих процессов интеграции и унификации состояние языков КМНС, в том числе эвенского языка в субъектах РФ претерпевает различные изменения. Вопросы сохранения и развития родных языков остается весьма актуальным в местах компактного проживания северян. В настоящее время наблюдается интенсивное сокращение числа говорящих на родном языке, падение знания родного языка, особенно у молодого поколения. Все этноязыковые процессы, которые протекают в полингвистической среде, обуславливают развитие билингвизма, многоязычия или доминирования одного языка (см. табл. 5). В данной ситуации язык коренного этноса чаще всего остается в позиции недоминирующего.

По данным Всероссийской переписи 2010 г. остается низким доля лиц, указавших родным язык, соответствующий национальности (см. табл. 4). Существуют значительные расхождения между численностью эвенов и количеством тех, которые владеют родным языком.

Табл.4

Численность эвенов РС (Я) указавших родным язык, соответствующий национальности по данным ВПН-2010 г.

КМНС

общая числ-ть в РФ (чел.)

в т.ч. в РС (Я)

(чел.)

в % от общ.числ-ти

считают родным язык

(чел.)

в % от общ.числ-ти

Эвены

21830

15071

69

3089

20,5

Табл.5

Численность эвенов РС (Я), считающих родным другие языки

КМНС

Численность в Якутии

Считают родным якутский язык

Считают родным русский язык

Чел.

%

Чел.

%

Эвены

15071

9848

65,3

2003

13,3

По результатам Всероссийской переписи населения РФ 2010 г.

    Родной язык используется как язык общения и в письменной форме в с. Березовка Среднеколымского, с. Себян-Кюель Кобяйского районов РС (Я). В этих наслегах эвенский язык демонстрирует практически полную сохранность.

    В целом изучение эвенского языка проводится в 16 школах республики, а также в ряде дошкольных образовательных учреждений. Родной язык дети изучают чаще всего как учебный предмет либо как факультатив.

Хотя многие эвены не владеют своим родным языком, но, тем не менее, они сохраняют представление о своей этнической идентичности. Современная этнокультурная ситуация в северных и арктических районах Якутии показывает об определенной устойчивости национального самосознания и, соответственно, этнической идентичности КМНС, в том числе эвенов. Наиболее наглядно это проявилось ещё в 90-е годы ХХ века, когда на волне подъема национального самосознания у аборигенных этнических сообществ наметилась тенденция к возрождению родного языка, «утраченной культуры», возрос интерес к этническим корням. То же самое можно проследить и на современном этапе: в настоящее время среди эвенов становится все больше тех, кто осознает свою идентичность и культурную отличительность. Так, в ходе многолетней кропотливой работы по возрождению и развитию этнической культуры восстановлены и ежегодно проводятся национальные праздники и церемонии («Эвинэк», «Встреча солнца», «Цветение тундры», День оленеводов и т.д.), воссозданы народные обычаи и ритуалы, различные культурные практики.

    Безусловно, содержание праздничных церемоний восстановлены в трансформированном виде. В целях сохранения и развития языка, народного творчества, традиционного прикладного искусства, фольклора в местах проживания эвенов функционируют этнокультурные центры, фольклорные коллективы, танцевальные ансамбли, ежегодно проводятся Декады родного языка, различные конкурсы по языку и этнической культуре. На республиканском уровне проводится кочующий фестиваль эвенского кругового танца «Һэдьэ», куда съезжаются участники из разных районов Якутии.

    В настоящее время островками многовекового традиционного хозяйственного уклада, самобытной культуры северных сообществ являются производственные оленеводческие коллективы, ведущие свою хозяйственную деятельность на традиционной жизнеобеспечивающей территории, удаленной на сотни километров от ближайших населенных пунктов.

    Именно с традиционными системами жизнеобеспечения связана сохранность родного языка и компонентов этнической культуры КМНС – транспорт, хозяйственные постройки, производственная одежда, орудия труда, традиционное питание, обычаи и обряды, фольклор. Тем самым, оленеводство сегодня выступает частью живой культурной традиции эвенов. В оленеводческих стадах в связи с кочевым образом жизни ежедневно практикуются материальная и духовная культура, которые воспроизводятся оленеводами и их семьями.

    Вся жизнедеятельность арктических народов проходит в тесном взаимодействии с окружающей экосистемой. В мировоззрении эвенов Человек и Природа составляют единое целое. Северная природа выступает для них одним из важнейших элементов национального образа мира, это некая «ментальная карта», содержащая в себе целый спектр глубинных смыслов и символических кодов, где человек, как и каждое живое земное существо, представляет собой «крупинку мира», «хвоинку земли», «гостя на земле».

    Эвенам всегда было свойственно мудрое отношение к тайге как к среде обитания и гуманное экологическое мышление, суть которого состоит в осознании хрупкости северной природы и ее уязвимости. Одним из наиболее важных принципов экологической культуры являлось сознательное нормирование потребления природных ресурсов.

    В культуре жизнеобеспечения этот принцип воплощался посредством понятия меры, т.е. извлечение из Природы ровно такого количества ресурсов, которое не подрывало бы её воспроизводящих основ (например: нельзя без необходимости рубить деревья; нельзя охотиться сверх того, что унесешь с собой и т.д.). Именно на представлениях о том, что Природа живая, и что она влияет на жизнь человека, основана традиционная экокультура эвенов, направленная на сбережение и сохранение гармоничного равновесия во Вселенной.

    Таким образом, в настоящее время современные эвены продолжают оставаться органическим целым арктического ландшафта, сохраняя и передавая из поколения в поколение свой опыт жизнедеятельности в суровых природно-климатических условиях Севера и Арктики.

к.и.н. Е.К. Алексеева

Литература и источники:

  1. Алексеева Е.К. Этнокультурная и языковая ситуация среди коренных жителей Булунского и Усть-Янского улусов // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся мире: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ.100-летию Ф.С. Донского, (24 сентября 2019 г., г. Якутск). – Якутск:, 2019.
  2. Аудиовизуальный фонд языкового, литературного и культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] (режим доступа: http://igi.ysn.ru/?page_id=3704&even).
  3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010г. [Электронный ресурс] (режим доступа: https://sakha.gks.ru|/ folder/39644/).
  4. Конников, Е.Д. Актуальные вопросы развития оленеводства Якутской АССР / Е.Д.Конников. – Якутск: Кн. Изд-во, 1971. – 116 с.
  5. Поисеев, И.И. Устойчивое развитие Севера: эколого-экономический аспект / И.И.Поисеев. – Новосибирск: Наука, 1999. – 280 с.
  6. Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Вост лит., 2012. – 604 с.
Статьи

Фотогалерея

Персоналии эвенов

Василий Дмитриевич Лебедев (1934 — 1982), поэт и ученый, родился в Догдо-Чебогалахском наслеге Момского района в семье охотника...
Платон Афанасьевич Степанов (1920 — 1986) был младшим современником и ближайшим последователем традиций Николая Тарабукина...
Павлова Айталина Валентиновна родилась 11 января 1996 года в п. Андрюшкина Нижнеколымского района. По национальности Эвенка...

Телеуроки по эвенскому языку

Проект «Йоҥчэдиэ» (с юкагирского яз. Колокольчик) состоялся благодаря поддержке гранта главы Якутии среди средств массовой информации. Всего подготовлено 200 выпусков, по сорок пятиминутных телеуроков на каждом языке.
Проект рассчитан на людей, не владеющих или слабо владеющих родным языком.

Автор и руководитель проекта — Наталья Сметанина, режиссер – Нина Корнилова.

Благодарим Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ГБУ Национальная вещательная компания «Саха», Акционерное Общество «Алмазы Анабара» за помощь и содействие в реализации проекта «Йоҥчэдиэ».

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх