лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Ненцы

   ИСТОРИЯ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ  НАРОДА

   Ненцы сами себя называют ненэй ненэць’ (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Другое самоназвание – хасава («мужчина») встречается у всех ямальских ненцев, у части гыданских и наряду с самоназванием «ненец» у некоторых групп. Самоназвание  ненцы, вошло в обиход в 1930-х гг.

   Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII веку.

   Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. По статистическим данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации всего насчитывается 44640 ненцев. Живут в Ненецком автономном округе, Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области, северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края. Из них (по итогам переписи 2010 г.) в Тюменской области проживает 31 621 человек, в Ямало-Ненецком автономном округе: 29 772. Ненцы подразделяются на две группы – тундровую и лесную.

   На территории ЯНАО расселены в большей степени тундровые ненцы, которые проживают в Ямальском, Тазовском, Приуральском, Надымском районах. Лесные ненцы на территории ЯНАО малочисленны и проживают в Пуровском районе. Кроме указанной территории лесные ненцы заселяют также и восточный склон Пур-Тазовского водораздела. Свою историю ненцы ведут с прихода их предков в таежную зону и дальнейшего продвижения к берегам Ледовитого океана.

  Существует несколько гипотез о происхождении ненцев. Многие учёные считают, что в формировании народности большую роль сыграли южносибирские племена Присаянья.

  Приход ненцев на территорию нынешнего обитания датируется I тысячелетием. В их этногенезе принимали участие собственно самодийские роды южной Сибири и аборигенное население тундровой и лесотундровой зон. Под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья. Там они ассимилировались с аборигенным населением и вошли в состав будущих самодийских народов. Сами ненцы называли этих аборигенов сихиртя (сииртя, сирте), они промышляли рыбалкой и охотой на морского и сухопутного зверя. В ненецких сказаниях сихиртя предстают людьми маленького роста. После прихода ненцев они якобы ушли под землю. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и ненецкие группы.

  Все ненецкие роды делились на две фратрии. Учёные установили, что роды первой фратрии ведут происхождение от рода Харючи, а вторые от рода Вануйта. В XVII—XVIII веках началось разделение входящих в состав фратрий больших родов на так называемые еркары малые роды. Процесс дробления был вызван разви­тием оленеводства, повышением уров­ня жизни и ростом численности населения.

  Роды эти занимали особые территории и образовали новые, которые, однако, продолжали вести свое происхождение от двух прародителей. К началу XX в. у ненцев насчитывалось до ста таких групп.

  В XVI веке, с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов – острогов, городков (Берёзов – 1593, Обдорск – 1 595, Сургут – 1 594, Мангазея – 1601, Туруханск – 1607г.). Здесь начались регулярные торговые отношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани. С XVII века предки современных ненцев вступают в длительные контакты с коми, энцами, хантами, селькупами, русскими, в связи, с чем их культура претерпевает известные изменения. В это время происходит дальнейшее приспособление ненцев к условиям Арктики.

  Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годы подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.

  В настоящее время после коллективизации, переселения многих ненцев в посёлки и активного освоения нефтегазоносных районов традиционный образ жизни ненцев находится под угрозой, однако язык сохраняется сравнительно хорошо, особенно среди тех ненцев, что ещё проживают вне населенных пунктов.

Ненецкий алфавит (в лесном диалекте)

  ЯЗЫК

  Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов – тундрового и лесного. Каждый из них распадается на ряд гово­ров. Основные расхождения между диалектами относятся к звуковому составу; некоторые различия отмечаются в области лексики и морфо­логии. Лексические расхождения между диалектами тундровых и лесных ненцев состоят в том, что в лексике последних имеются многочисленные включения селькупских и хантыйских слов. Ряд элементов в языке лесных ненцев связывает его с языками энцев и нганасанов. Тундровый диалект распадается на западные (канинский и малоземельский) и восточные (болынезсмельский, ямальский и тазовский) говоры. На тундровом говорит основная масса ненецкого населения, на лесном – небольшая группа в южных районах Ямало-Ненецкого округа.

  ПИСЬМЕННОСТЬ

  Ненецкая письменность создана в 1932 г. на основе латинской графики. Г. Н. Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. 1937 г. ненецкая письменность переведена на русскую графику.

  ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО

  Оленеводство. Основное занятие ненцев – оленеводство. Вся их жизнь связана с оленями.

Эти животные используются в качестве тягловой силы для езды на нартах и перевозки грузов, оленье мясо идет в пищу, а шкуры используются для обтягивания чума – традиционного жилища ненцев. Круглогодич­ный выпас животных осуществляется под надзором пастухов и оленегонных собак.

  Для передвижения в тундре и лесотундре используются оленьи нарты. Ненецкая нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Они ездят достаточно быстро. Нарты различаются в зависимости от их назначения и бывают легковые или грузовые. Легковые нарты, которые используют мужчины называют мужскими (хасава’ хан), легковые нарты, которые закреплены за женщинами – женскими (не’ хан). В свою очередь, мужские нарты изготавливаются двух видов – летние и зимние. Грузовые нарты представлены тремя видами: жесткая грузовая, упрочненная грузовая, вандей. Все они отличались по размерам и некоторым особенностям конструкции, а так же по назначению. Из грузовых нарт составлялись целые обозы (аргиш). Во главе шла легковая нарта, к задку за шею привязывалась пара оленей, запряженных в грузовые нарты. Управляют хореем. Хорей – это шест длинной до 5 метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Хорей сжимают в левой в руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями.

  Рыболовство. Важное значение в хозяйстве ненцев имело рыболовство, особенно в низовьях Оби, Надыма, Пура, Таза и Енисея. У лесных ненцев нижнего течения рек Пура и Надыма оно являлось основным занятием. Главные промысловые виды рыб: осетровые, сиговые, лососевые, отчасти язь, и навага. Ловили рыбу разными сетями и запорами. Повсюду приме­нялись невода 80-100 м длиной, с которыми без труда справлялись 3-4 человека. Распространены были также сети, которые ставили попе­рек течения реки. Ими пользовались и в начале зимы для подледного лова. Загородями из вбитых в речное дно жердей ненцы перегораживали не­большие реки. В «окна» загородей, т. е. в проходы между жердями, встав­ляли «морды» – ловушки, сплетенные из прутьев. Лов с помощью загоро­дей практиковался и зимой.

  Охота. Охота была и остается одним из важнейших занятий ненцев. Основными объектами охоты, помимо дикого оленя, были песец, лисица, заяц, горностай. Изредка промышляли росомаху, бобра, выдру, волка, белого и бурого медведя. Пушного зверя промышляют с помощью деревянных ловушек-пастей, железных капканов, петлей. Испокон веков ненцы добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей.

  Ненцы народ мастеровитый. Раньше каждый мужчина владел плотницким, столярным и кожевенным ремеслом, умел вязать рыболовные сети, мастерить нарты, изготавливать ювелирные украшения и небольшие скульптуры. Из инструментов только топоры и пилы приобретались у русских, все остальное ненцы изготавливали самостоятельно.

  Женщины-ненки занимаются выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума. Одежду и утварь украшают меховой мозаикой (из каму­сов белого и тёмного цвета), плетут украше­ния из бисера, вышивают подшейным воло­сом оленя, занимаются резьбой по дереву.

  ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ

  Традиционным жилищем ненцев является чум. Оно приспособлено к условиям кочевого образа жизни. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте. На языке ненцев чум называется – «мя». Для ненцев – это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. При этом существует определенный порядок. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых. Учитывается так же и то, что вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы. Чум состоит из 30 – 50 (в зависимости от размера чума) шестов, которые оборачивают оленьими шкурами – нюками. Главный элемент чума – шест симзы, который ненцы считают священным.

  В центре чума раньше разжигали костер, сейчас используют современную печку буржуйку. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него – спальные места, а против входа – предметы языческого культа, позднее – иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

  КУХНЯ

  От века к веку, проявляя природную смекалку и мужество, ненцы сумели противостоять беспощадной природе, научились брать у нее все необходимое для жизни. Первой необходимостью у ненцев была пища. Приготовление пищи и заготовка ее впрок всегда были делом женщин.

  Основной продукт питания мясо домашнего оленя. Его употребляют в пищу как в варёном виде, так и в сыром виде с кровью. Наиболее лакомым блюдом считалось мясо только что убитого оленя. Куски его обмакивали в ещё тёплую кровь, захватывали зубами и обрезали быстрым движением ножа снизу вверх непосредственно у самых губ. Содержащее большое количество витамина C сырое мясо и тёплая кровь служили противоцинготным средством. Молодые оленьи рога, опалённые на костре, считаются лакомством.

  В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканными блюдами являются языки, сердце, сычуг. Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Рыбу валят, жарят, варят, коптят, едят сырой и мороженой.

  Излюбленными блюдами у ненцев являются: строганина из свежей мороженной рыбы (обычно стерлядь, муксун, нельма) и мяса домашнего или дикого оленя, наструганное острым ножом тонкими ломтями, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушёное с макаронными изделиями. Мороженое мясо и рыба считаются лакомством, лучшим угощением гостей.

  Распространено приготовление юколы – сушёная на солнце рыба. Традиционно юколу готовят в больших количествах на зиму.

  Вытопленный рыбий жир являлся одним из любимых лакомств: в него обмакивают во время еды лепешки, кусок рыбы, употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Хлеб предпочитают больше ржаной.

  Любимым напитком населения Севера является чай, который иногда заваривают на местных травах (иван-чай, княженика и др.), а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

  В XXI веке в повседнев­ную жизнь ненцев прочно вошли покупные про­дукты: мука, сахар, чай, макаронные изделия, крупы, масло.

Статьи

Персоналии ненцов

Хадри не смотря на свой молодой возраст очень хорошо знает свою культуру, язык и работает над тем, чтобы о его народе знали больше и лучше. Я могу сказать он один из тех кто, кого вырвали в 7 летнем возрасте из тундры в другую языковую среду, в другой мир и он вполне успешно интегрировался, получил хорошее образование, перенял западную и сохранил свою традиционную культуру.
5 февраля 1952 года родилась ненецкая писательница Анна Неркаги, член Союза писателей с 1978 года. Родилась в горах Полярного Урала у подножия хребта Сайрей в семье ненца-оленевода. Училась в Тюменском индустриальном институте. В 1975 – 1976 гг. работала в Тюменском областном управлении культуры.
ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх