Учащиеся школы с.Нелемное танцуют юкагирский национальный танец
Сьемка П.В. Софронова
Общие сведения
Юкагиры – один из древнейших народов, в прошлом широко расселенный на просторах северо-восточной Азии. От древнего периода до наших дней дошли многочисленные свидетельства изобразительной деятельности, в первую очередь это наскальные рисунки, выполненные красной охрой, украшенная неолитическая глиняная посуда, орнаментированные поделки из кости, бусы, подвести и проч.
Монументальные наскальные росписи вдоль северных рек передают реалистический облик промысловых животных. Среди них преобладают фигуры лосей.
Изображения людей появились на писаницах региона в период неолита, это остро- кругло- рогатоголовые антропоморфные фантастические фигуры, у некоторых переданы трехпалые руки и ноги. Рисунки одиночные и групповые, иногда в композиции с животными или другими существами.
В период неолита, бронзового и раннего железного века предметы быта украшались геометрическим орнаментом. Так, на бортиках и тулове глиняных сосудов нанесены ряды резного, гребенчатого орнамента, сквозные отверстия, налепные валики и проч. Орнамент располагался по верхней части сосудов. Нижняя часть была округлой, чтобы удобно ставить на огонь кострища.
В период раннего железного века у аборигенных племен затухают традиции нанесения наскальных рисунков и производство керамики. Чем это вызвано – еще предстоит выяснить ученым. Пока трудно дать характеристику этому этапу развития декоративно-прикладного искусства юкагиров.
В конце XIX – начале XX вв. в Колымском округе проводил исследования основоположник отечественного юкагироведения, политссыльный Владимир Ильич Иохельсон (1855–1937). Он собрал значительную коллекцию предметов, характеризующих декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров-охотников верхней Колымы. Приведем фрагмент главы из его объемной монографии «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы», книга впервые опубликована на англ. языке в 1926 г. в Нью-Йорке. Основное внимание исследователь уделил уникальной пиктографической письменности на бересте.
В.И. Иохельсон. Искусство и пиктографическое письмо (из книги «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы». Новосибирск: Наука, 2005. С. 610–632)
Пиктографическая письменность верхнеколымских юкагиров вышла из употребления в начале XX в. по объективным причинам: с установлением советской власти распространилась грамотность среди населения Северной Азии, появились современные канцелярские принадлежности, и сама собой отпала необходимость в таком писчем материале, как береста.
В условиях полукочевой жизни аборигенные племена перевозили с собой только очень важное и необходимое. Юкагирские женщины – большие мастерицы по изготовлению больших и малых сумок, мешков для перевозки продуктов, одежды, предметов быта, колчанов для стрел. Они шили заячьи одеяла, покрышки переносных жилищ из выделанных кож.
Однако к концу ХХ в. у юкагиров в сфере прикладного искусства сложилась кризисная ситуация: веками передававшееся от поколения к поколению искусство шитья из природных материалов – меха, шкур, кож животных, птиц и рыб оказалось на грани исчезновения.
Работы мастерицы Слепцовой А.В.
В настоящее время у лесных юкагиров верхней Колымы шитьем одежды, сумок, ковриков, сувениров занимаются несколько мастериц, среди них наиболее известна Акулина Васильевна Слепцова (1930–2010). Выполненные ею образцы распашной одежды хранятся в музеях гг. Санкт-Петербурга, Владивостока, Магадана, Якутска; многочисленные изделия этой мастерицы использованы для иллюстрирования научной и учебной литературы. Мастерству своему Акулина Васильевна училась у матери, юкагирки М.Н. Дьячковой. А.В. Слепцова являлась постоянным консультантом Нелемнинской средней школы по вопросам языка, фольклора, материальной культуры.
Работы Дёминой Л.Н.
Участницей многих выставок прикладного искусства народов Севера в Москве, Ленинграде, Якутске, районном центре пос. Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я) является Любовь Николаевна Дёмина.