Эвенская материальная культура

Традиционное хозяйство

Охота, рыболовство и оленеводство составляли основу комплексного кочевого хозяйства эвенов Якутии. Ареал кочевий разных родов охватывал огромную территорию с низовьев Вилюя до Индигирки, с низовьев Алдана до Охотского моря.

Основной отраслью традиционного хозяйства эвенов Якутии остается оленеводство. Олень играл в жизни эвенов важную роль с глубокой древности. Оленеводство обусловило формирование особого кочевого уклада жизни, самобытной культуры. Именно с ним у эвенов были связаны многие древние верования, бытовые традиции, обычаи и обряды.

Поселения и жилища По этнографическим данным в конце XIX – начале ХХ вв. у эвенов наблюдаются три типа населенных пунктов: стойбища оленеводов и охотников, поселки оседлых жителей и заимки. Кочевые стойбища характерны для эвенов–кочевников, основной отраслью которых является оленеводство, дополнительной – сухопутная охота в тайге, горах и рыболовство.

Стойбища, представляющие собой небольшие временные поселения, обычно располагались на маршрутах кочевий оленьих стад. В нем обитало, несколько семей (2 –3 семьи), чаще всего родственных. Стоянки становились многолюдными лишь весной (тогда собиралось до 19 чумов), еще больше людей собиралось на праздники, общие собрания и встречи родственников. В зависимости от сезона, местных условий, характера оленьих пастбищ и хозяйственных занятий на одном стойбище жили несколько дней или недель и даже месяцев. Так, эвенки и эвены чаще всего жили на одном месте 4 – 5 дней, у эвенов самые длительные стоянки (от 1 до 2-х месяцев) были приурочены к гону, отелу оленей или особенно сильным морозам.

Что касается других типов поселений, то посёлки осёдлых эвенов и заимки возникали в местах, удобных для промысла рыбы или морского зверя, а также по соседству с уже существующими населёнными пунктами. Некоторые из них со временем превращались в крупные посёлки. На заимках селилось обычно от 1-3-х хозяйств. Появлению заимок нередко предшествовал достаточно долгий период полуосёдлой жизни.

Кочевой образ жизни эвенов обусловил распространение у эвенов традиционных жилищ – илуму (чум) и чорама-дю (юрта). По конструкции чум – илуму представляет собой коническое сооружение из жердей (с определенным креплением опорных жердей); чорама-дю – эвенское цилиндро-коническое жилище.

Эвенский чум относится к тунгусскому типу, для которого характерно четыре способа соединения основных опорных шестов чума: 2-3-4 основных шеста упираются вершинами друг в друга, соединены с помощью оставленных сучьев или веревкой из ровдуги, которые связывают или перекрещивают; очажный круг крепится к одной горизонтальной жерди, скрепленный с жердями чума и особому шесту внутри чума.

С конца XIX в. мы наблюдаем распространение у эвенов цилиндро-конического типа жилища эвенского чорама-дю. Считается, что юрта впервые появилась у эвенов на Охотском побережье (в его северной части) в XVIII- начале XIX вв. в связи с бурным развитием оленеводства и ростом численности отдельных семей. Конструкция эвенского чорама-дю несколько аналогична конструкции чукотской и корякской яранг. У данных типов жилищ мы отмечаем наличие цилиндрического нижнего каркаса высотой 1,5 м. с крепящимися на нем жердями, образующих конусообразную крышу, резко увеличивающую внутренний объем жилища.

Инструменты для обработки шкур (Краеведческий музей с.Батагай -Алыта, Эвено-Бытантайский улус)

Внутри жилища находилось лишь самое необходимое для жизни, предметы, которыми пользовалась в повседневной жизни эвенская семья: посуда и утварь, детские колыбели, подстилки, спальные мешки из оленьих шкур, а также снаряжение для оленевода-охотника, хранившееся в строго определенном месте (справа и слева от входа в чум), передвижной столик и мешки для одежды. Размещение предметов домашнего обихода было закреплено по традиции за определенными местами. Каждый член семьи придерживался установленного традицией порядка перемещения и нахождения в чуме, что было крайне важно при постоянных перекочевках, тем самым в жилище эвена царила гармония, не было хаоса и беспорядка.

Слева от входной двери – уркэпэн – располагался чоонал – место для хранения посуды и еды. Изголовьем к нему стелилась постель хозяйки жилища. Муж отдельной постели не имел, а располагался в противоположном краю семейной постели. Справа от уркэпэн располагались дети. Почетное место в эвено-эвенкийском чуме или юрте считается “мал” или “малу” – сторона против входа за очагом.

Меховой чехол для инструментов (Краеведческий музей с.Батагай -Алыта, Эвено-Бытантайский улус)

На всей этнической территории эвенов наиболее распространенной формой жилья был конический чум ввиду его большей компактности по сравнению с юртой. Берестяные чумы стали большей редкостью уже в 30-е годы из-за сложности изготовления берестяных покрышек. Дольше сохранялись ровдужные чумы (преимущественно у аллайиховских и некоторых других групп эвенов севера Якутии).

Юрты также долгое время были непременным элементом эвенских поселений, особенно в северных безлесных районах Якутии. Так, уже в начале 1930-х гг. у эвенов Томпонского района Якутии юрта перестала употребляться, но она долго сохранялась у эвенов Охотского побережья. До конца 1960-х гг. юртой пользовались только эвены березовско-рассохинской группировки. До сих пор юрта сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии.

Традиционные жилища-чумы вышли из употребления еще в 60-х годах прошлого столетия. В настоящее время ими пользуются как приспособление для копчения мяса, шкур (например, в оленестадах Кобяйского улуса), для их прикрытия используют брезентовый материал. Юрта до сих пор сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии. Причина сохранения ее там – сильные пронизывающие ветры, господствующие на побережье Ледовитого океана в зимнее время. Основным видом временного жилища кроме срубных избушек у эвенов-оленеводов является двускатная палатка, отличающаяся легкостью и удобством при транспортировке.

Хозяйственные постройки.

У эвенов хозяйственными постройками служили срубные амбары и лабазы, изгороди и загоны для оленей, вешала под мясо, рыбу и одежду, применяемые и в настоящее время в оленеводческих стадах. Их отличительная особенность – коническое покрытие, характерное для тунгусской традиции. Амбары и лабазы (в разных районах их называли по-разному: нэку, пури, биркэн, окин) сооружались из бревен на столбах или спиленных деревьях. Они предназначались для долговременного хранения вещей, которыми пользовались в определенные сезоны года, а также непортящихся продуктов.

Возле чума эвены ставили временный лабаз – на двух бревнах поперечно ложили шесты. На нём хранились вещи и продукты, которые брали с собой во время перекочевки. В тундре, где строительного леса нет, хранение ненужных по сезону вещей практиковалось чаще всего на грузовых нартах, укрытых ровдужными покрышками чумов. Широко распространенными были вешала для мяса, рыбы и одежды.

к.и.н. Алексеева Е.К.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх