Декоративное искусство нанайцев по цветовой гамме и орнаменту несет на себе отпечаток необычайно яркой природы Нижнего Амура. Нанайские орнаменты – это древнее культурное явление, они появились много веков назад и изначально служили не столько декоративным элементом, сколько знаковой системой. В структуре, композиции, стиле орнамента нанайские мастера выражали свою картину мира, он был своеобразной моделью гармонии природы и человека.
«Душа амурского орнамента», по выражению А.П. Окладникова, – спираль. В сети из спиралей и лент «запутались» изображения зверей, птиц, рыб. Фантазию, талант и огромное терпение нанайские мастерицы вкладывают прежде всего в украшение одежды. Орнамент располагается обычно либо в виде бордюра по низу и вдоль застежки одежды, либо в виде отдельных частей заполняетограниченное пространство, чаще всего на спине праздничного, свадебного одеяния,а также на коврах. В целом для нанайского орнамента характерно симметричное расположение элементов, разнообразие композиционных приемов, графическая четкость каждого узора.
До первой четверти ХХ в. нанайцы занимались обработкой дерева, бересты, кости, кузнечным делом, изготовляя из железа орудия охоты и рыболовства, из бересты и дерева – различную утварь.
Техники, в которых выполняются орнаменты, самые разнообразные: тиснение, художественная вырезка, аппликация, текстильная мозаика, плетение, простегивание, роспись, вышивка. Шили и вышивали нитками из рыбьей кожи, сухожилий, ровдуги, хлопковые и шелковые нитки появились позднее. Металл, дерево, кость обрабатывали мужчины. Женщины занимались выделкой звериных и рыбьих кож, изготовлением ниток и рыбьего клея, шитьем одежды, обуви, головных уборов, вышивкой, плетением корзинок и циновок, приготовлением берестяной посуды. В художественных достоинствах этих вещей легко убедиться, взглянув на предметы быта, изготовленные нанайскими мастерами.
Нанайские мастерицы умело использовали различные приемы обработки рыбьей кожи, бересты, меха, других материалов. Орнаментика нанайских изделий представлена четырьмя типами: зооморфным, растительным, облаковидным и геометрическим. Изделия отличаются тонким чувством цвета. С помощью естественных красителей окрашивали рыбью кожу, ровдугу, ткань в красивые, чистые оттенки. Более всего любимы нанайцами три священных цвета: зеленый, красный и голубой. Они запечатлены на нанайском флаге и символизируют гармонию жизни. Широкое распространение получила резьба по дереву. Резьбой покрывались окна и двери домов, выступающие концы фронтонных досок, деревянная утварь. Подлинным произведением искусства являются резные нанайские ложки, особенно свадебные и ритуальные, табакерки, шкатулки, различные сосуды. Примечательное явление в искусстве нанайцев – декоративное оформление лодок. Сейчас информационное и символическое значение орнамента уменьшилось, но красота и совершенство не позволили ему уйти в забвение, и сегодня он продолжает развиваться не только в рамках традиционного искусства, но и в работах современных профессиональных художников. Всенародное признание получили нанайские мастерицы Ч.З. Киле, А.Д. Оненко, Ю.Д. Самар, Т.К. Ходжер, Л.Г. Бельды, профессиональные художники А.И. Бельды, А.И. Гейкер, Л.У. Пассар, Е.А. Киле, ставшие членами Союза художников России.
Большую работу проводит А.С. Киле, доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета. В 2004 году Правительством Хабаровского края издан ее альбом «Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации» на нанайском и русском языках с приложением видео фильма на компакт-диске. В 2010 году издана книга-альбом нанайской мастерицы Р.Г. Барановой «Назад – по Реке Памяти, вперед – в Потоке Времени» о декоративно-прикладном, литературном, драматургическом, песенном творчестве мастерицы.
Нанайские мастера активно участвуют в ежегодном краевом конкурсе «Ремесла Земли Дерсу», учрежденном Правительством Хабаровского края в 2004 году в целях развития декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов. Победителями и лауреатами в различных номинациях признаны нанайские мастера Л.Ф. Самар (с. Кондон Солнечного района), Д.Э. Оненко (с. Найхин Нанайского района), Р.Г. Баранова (г. Хабаровск), Е.А. Киле (с. Сикачи-Алян Хабаровского района), Н.П. Бельды (с. Джари Нанайского района), Е.Г. Попова (г. Амурск) и другие. При этом мастерица Н.М. Дигор (с. Кондон Солнечного района) становилась победителем два раза, а мастерица В.В. Бельды (с. Джари Нанайского района) – три раза. В 2014 году победителем юбилейного конкурса в номинации «современное декоративно-прикладное искусство» стала молодая нанайская мастерица В.А. Пассар (г. Комсомольск-на-Амуре). Конкурс подтверждает результаты творчества высоким званием «Лучший мастер декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Хабаровского края».
Мастера декоративно-прикладного искусства Самар Ю.Д., Киле Е.А., Баранова Р.Г., Бельды А.К., Бельды В.В., Дигор Н.М. и другие проводят активную работу по сохранению традиционных ремесел коренных малочисленных народов, учат молодежь чтить, помнить и понимать это древнее искусство, дошедшее до современного поколения. Существенно увеличился перечень предлагаемой мастерами продукции, особенно в сувенирной части, улучшилось качество изделий, появился спрос на изделия мастеров края не только на территории края, но и в европейской части России и за рубежом.
С 2008 года в г. Хабаровске при поддержке Правительства края проводится Дальневосточный Международный фестиваль художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен». Активно участвуют в нем нанайские мастера декоративно-прикладного искусства и профессиональные художники. Являясь крупномасштабным мероприятием, фестиваль проходит один раз в три года и приурочен к Международному Дню коренных народов Мира. Фестиваль позволяет решать задачи сохранения традиций коренных малочисленных народов, популяризации этнических ремесел и формирования к ним позитивного отношения населения, в том числе молодежи. Фестиваль направлен и на расширение связей между мастерами, поддержку их творческой и предпринимательской инициативы, выявление наиболее талантливых мастеров. В конечном итоге Фестиваль способствует развитию и укреплению культурного потенциала Дальневосточного региона.