Туземный сельский совет артели

Образование туземного сельского совета артели имени Беляевских и бригад.

В начале 1930-х годов с появлением системы спецкомендатур размещением на традиционно занимаемых коренным населением землях большого числа спецпереселенцев начался опок туземного населения частично и верховье р. Кети, частично в Енисейский район Красноярского края. Власти края, озабоченные таким положением дел, в июне 1934 года посылают бригаду для обследовании Верхнекетского туземного сельсовета, с целью изучения его жизнедеятельности. Бригадой был составлен подробный акт с выводами и предложениями.

После чего на территорию сельсовета отравляется землеустроительная экспедиция для отвода земель под новый сельсовет с учетом распланированных хозяйственных центров. выбора точек оседания кочевых хозяйств эвенков, организации постоянных оленьих пастбищ, промысловых угодий, выявление и отвод участков для огородничества и т. д.

Экспедиция, отработав, составляет «Проект землеводоустройства Орловского туземного сельского совета». Уже в октябре 1934 года президиум Западно-Сибирского крайисполкома принимает постановление: «В целях наилучшего обслуживания тунгусского населения, кочующего в северном углу Колпашевского района, разрешил Нарымскому окружному неполному образование новою кочевого сельсовета по р. Орловой и ее притокам, освоенных туш усами, выделив его из состава Верхнекетского (организован в октябре 1924 г.) ….»

Для нового сельсовета была выделена площадь со всеми угодьями в количестве 1587171 гектар, которая закреплялась в постоянное трудовое пользование эвенкийского населения. На одного охотника-промысловика, согласно нормы, отводилось 7000 га, на одну голову оленя — 40 га. Центром становится п. Орловка. До образования туземного совета здесь проживало русское население, староверы, но они были выселены, по предложению туземной комиссии, «не допуская их оседания в дальнейшем» (из материалов акта).

С 1934 года поселок заселяется эвенками. Краткая историческая справ¬ка из архива: «На момент образования сельсовета в поселке было 44 хозяйства со 163 едоками. Все они были объединены в одну простейшую производственно-промысловую артель под названием им. Беляевских и разбита на 7 охотничьих бригад. Одна из бригад, в количестве 5 хозяйств с 17 едоками, перешла на оседлый образ жизни и имела постоянное место жительства в поселке.

Остальные бригады кочевали по всей территории сельского совета. Основное занятие – оленеводство».

Какие жe планы связывались с новым кочевым сельсоветом?

Учитывая наличие природных богатств и состояние хозяйства, планировалось:

– создать крупное оленеводческое хозяйство колхозного типа на базе существующей артели, доведя поголовье оленей в ближайшее пятилетие до 3300 голов (на 01.07.1936 г., их было учтено всего 1650 голов);

– увеличить, выход рыбной продукции в два раза за счет усиления работы по втягиванию тунгусов в рыбный промысел (для осуществления этой задачи выделялись специальные лица для проведения практически показательных методов лова рыбы. Выделялись бесплатные орудия лова, расширялась деятельность Интегральной кооперации и Рыбтреста );

– форсировать заселение территории за счет привоза туземцев из других сельсоветов для большего освоения пушною промысла, сбора орехов, грибов, ягод;

– охотничий промысел увеличить на 15 % путем развития стахановских методов охоты. (Для достижения этой цели в 1936 году но речкам Чурбиге и Росомахе выпускается ондатра);

– быстрыми темпами, за счет легко дающейся раскочевки погорельников, прививал, сельское хозяйство. Не только огородничество, но и посев зерновых. При этом довести посевные площади до 6 га. Столько же разработать под огороды;

-развить животноводство. Каждое хозяйство эвенка должно было иметь корову.

Это были планы и п. Орловка был связан с этими планами.

Орловский сельсовет является единственной самостоятельной административной единицей в составе Нарымского округа, обслуживающей кочевое население. Кроме Орловскою сельсовета, кочевые хозяйства эвенков (тунгусов) имелись в составе Нюрольского сельсовета. Каргасовского и Тымского районов, но последние (эвенки) не имели там самостоятельного административного управления, а входили в состав укачанных адмннистративных единиц.

Территория, включенная в границы Орловского сельсовета, начала осваиваться эвенками, в основном, с 1932 года- При землеустройстве Верхнекетского сельсовета в 1932 году на указанной территории было учтено 42 хозяйства эвенков в составе 172 едоков, которые входили в состав Верхнекетского сельсовета. По данным yчетa и Орловском сельсовете имеется 44 хозяйства с 163 едоками.

Динамика населения за последние 6 лет представлялась в следующем виде:

ГодаКоличестоПримечание
хозяйствнаселения
19301549Но пашня опросным данным. Х) взято из проекта 1932 года. Момент организации с/совета
193242172
193447189
193644163

Эвенки до сих пор живут в чумах, которые являются жилищами, приспособленными для частых перекочевок. к тому же приспособлено и все имущество эвенка. Кочевания происходят но все времена года, но исключав зимы. Отсюда можно заключить, насколько трудны условия жизни эвенков с бытовой стороны.

В пос. Орловка проживает всего три семьи эвенкой, перешедших на оседлый образ жизни (беэоленные) и 2 семьи эвенков тоже осевших. т.к. главы этих семей занимают выборные должности (председатель сельсовета и заместитель председателя правления Интегрального товарищества). Для остальных хозяйств эвенков пос. Орловка является хозяйственно-экономическим центром, куда они часто приезжают по разным надобностям в сельсовет, в правление артели и в торговые организации закупить необходимые продукты и прочес.

Часть кочующих, у кого мало было оленей, подали заявление, что они (эвенки) стали бы жить оседло, но в поселке не было домов, а строить сами эвенки не умели, хотя это послужило бы стимулом для оседания кочевых хозяйств. Нo жилищный фонд п. Орловка представлен десятком примитивных таежных изб, оставленных жившими здесь ранее старовеками, донельзя перегруженных проживающим здесь населением, лот жилищный фонд не выдерживает никакой критики с точки зрения культурных и санитарно-гигиенических требований. Новое жилищное строительство еще не начато.

В п. Орловка в это время в 1936 г. идет усиленное строительство в основном производственно-ведомственного 1шрядка. Заканчивается строительство школы-интерната, фактории Зап. Сиб. Пушнины, построены жилые и торговые помещения интегрального товарищества, помещение для ветпункта и начато строительство медпункта. Нa этом, конечно, начатое здесь строительство не заканчивается, на очереди стоят: постройка большой бани, дома туземца, жилищное строительство.

Численность сельского и промыслового населения, сто состав по национальности, образу жизни, социальному составу, по иолу и возрастным группам на год землеустройства по Орловскому сельсовету представляется в следующем виде:

1234567891011
Бригада №1Стоянка на р.Росомаха839141553
Бригада №2Стоянка на озере Минка7301231152
Бригада №3Стоянка на р.Чурбига10332033762
Бригада №4Пос.Орловка517103142
Бригада №5Стоянка на р.Ланкеть83419911513
Бригада №6Стоянка на р.Чурбиге419911232
Бригада №7Стоянка на р.Иловатка21173121
Всего4416391199631188
В том числе в колхозе4416391199631188
% от общего100100100100100100100100100
В том числе по национальностиВсе население, указанное в этой таблице, по национальности эвенки
В т.ч.по образцу жизни оседлое абс.517103142
% от общего 11,4 16,6 11,0

Основное население, как видно HI пой таблицы кочевое, состоит из 7 бригад, живут в чумах, постоянного места жительства нет, кочуют зимой н летом. Бригады созданы по-родственному признаку и по старинной дружбе. Родовые образования эвенков сымско-кетской группы:

Чамба – Ивигины
Кемо – Тугундины
Кима – Лихачёвы
Баяки – Боярины
Турумби – Дороховы, Делицыны, Сельдицыны. Ленковы.
Танинма – Самаровы, Пороговы, Громовы.

Килтыны – Кузнецовы, Сильгичевы, Немчиновы.

Первые 4 родя до 70-х годов сохранили оленей, быт. язык и кочевой образ жизни, а остальные ролы, живя в других районах области, извели оленей, лишь некоторые не забыли язык, раньше всех стали жить оседдо, получились у них смешанные браки и а п. Орловке стали заниматься огородничеством, рыболовством и сезонной охотой. Безоленные эвенки составили 4 бригаду – это Дороховы, Сельдицыны. Делицыны, со временем некоторые из них стали держать корив.

В основе формирование кочевых бригад мы находили родовые признаки, например, бригада 2 состоит исключительно из эвенков, носящих фамилию Ивигины. к другим примешиваются другие фамилии – это род¬ственная СИЯТЬ или старинная дружба.

Территория, которая была выделена сельсоветом, распределялась таким образом: (см. каргу) близ дер. Орловка безоленным – бригаде 4. бригаде 1 по р.Лисица. №2-пор.Орловка, где озеро Минка,№3-по р. Чурбига. № 4.5.6 — но р. Орловка до границы Красноярского края.

11о Великая Отечественная война сделала свои корректны: старики в военные годы ушли в мир иной, а молодые эвенки, ушедшие ни фронт, не вернулись, пади на папе брани, кто бет лести пропал, кто умер в госпиталях от ран. Бригады поредели, без бригадиров остались. До 1954 года всего было 3 бригады; Ивигина Александра Ивановича, уже объединились по-родственному Тугундины из рода Кемо, сестра вышла замуж за Модеста Адольфовича, ни он не вернулся с войны, и они вдова с гремя детьми осталась и нужно было детей поднимать, кто поможет, конечно, старший брат – Александр Иванович, сестра Александра Ивановна с дочерью Ниной Карповой (муж Боярин Карп Дмитриевич умер перед войной) приехала в Орловку; бригада Тугундина Николая Андреевича и бригада Лнхачева Михаила Николаевича. Дети подросли у каждого семьянина и стали с родителями охотиться и кочевать. Охотились и кочевали, где хотели, теперь территория огромная. Наша семья кочевала после войны но Орловке, где находилась база, г. к. весной в мае-июне заготавливали черемшу (колбу) и отец возил бочки с заготовкой в п. Орловку и сдавал. Это были годы войны I941-I945.

А С 1948 года кочевали но Чурбиге, Лихачевы и Тугундины по Орловке, колхозных оленей держали пор. Росомахе, пастухом был Ивигин Федор Нефедович с Ольгой Сергеевной и дочерью Анной (эвенк, имя Найдык). Послевоенная жизнь шла своим чередом. Жизнь налаживалась. Вдовы, оставшиеся после войны с детьми, стали жить я деревне Орловка, но трудно жилось, долго не могли привыкнуть, рядом с домом ставили чуч, варили на костре, в доме не было мебели, кровати, спали на полу, а в чуме на оленьих шкурах и на земле, где поверх земли ветки ели или сосны устилали, а потом шкуру оленя. Звонки считали это лучше, матче, чем на деревянном иолу, что поделаешь, это была привычка предков, кучевых людей.

Боже как мало надо эвенкам: полосу синею неба, лоскут тайги, костер .кусок мяса, дома не нужны, сильно в деревню не стремились. Нелегкая жизнь кочевников приучила их довольствоваться малым. Новая жизнь догоняла, и надо было жить по-иному…

Старые люди никогда не думали, что жизнь изменится, но среди эвенков были мыслящие люди. В Орловке организовали артель в 1934 году и назвали именем Беляевских. Кто он? Откупа родом? Почему его именем? Оказывается, это был эвенк из Турухана Красноярского храп (по-эвенкийски имя Баторча) из рода. Кемо. Эта был лучший друг отца, дяди Николая Ивановича, т.е. всего рода Чамба. По рассказам наших родителей этот человек пользовался большим авторитетом среди эвенков, был грамотным, разбирался в новой жизни, много рассказывал о современной жизни, что тяжела будет жизнь эвенка-единоличника. что все равно всех эвенков загонят в колхозы. Отец уезжал в Турухан. своими глазами увидел, что в Красноярском крае грядет такая же жизнь, колхозы в некоторых местах были уже созданы, эвенки сдавали своих оленей в колхозы.

С другом посоветовался и вернулся в Наше Колпашевский район. Многие эвенки советовались с ним, с уважением относились к нему. Но вскоре Беляевский (Баторча) затерялся в этой круговерти, в бурс событий, начинаний в строительстве повой жизни для кочующих эвенков, не знающих, где найти уют и приют. Что стало с этим добрым отзывчивым человеком, ведь молодой республике нужны были грамотные люди, они втягивались а горячий круговорот политической жизни. Куда делся Баторча. близкие друзья знали, только для них было ведомо, правда ушла в небытие… Память о себе оставил, неизгладимый след, ведь эвенки до единою проголосовали, чтобы артель, затем колхоз носил его имя (имени Беляевского). Из жизни эвенков мы никогда многое не узнаем, т.к. эвенки тайны унесли с собой. Друг другу тихо рассказывали, мы. дети, не имели права вмешиваться во взрослый разговор, а жаль… Что было плохо- забудь, хорошее носи в сердце, помни – так говорится в народной пословице.

Мы. из рода Чамба до конца жизни не забудем. Как легко и хороню нам жилось среди родной и понятной нам природы, среди родных людей. Наши старики эвенки за всю свою долгую жизнь не прочитан ни одной книги. Школой им была тайга, нужда, охота. А для нас, современных людей, другая забота, другая жизнь.

Председатель артели имени Беляевских

После Октябрьской революции 1917 года эвенки, где бы не жили, где бы не кочевали, были втянуты в горячий круговорот политической жизни. Активистами оказались и Ивигины. между родней и братьями появились разногласия, некоторые не хотели вступать н колхозы, отец с сечься уехал в Турухан, теги Александра Ивановна с мужем Бояриным в верховья Кети кочевали, в 30-е годы отец возвратился из Турухана. старшего брата Николая Ивановича агитировали в артель, председателем «пионером артельного дела” стал наш дядя Николай Иванович (Тыкшили эвенкийское имя). Не хватало грамоты, опыта, организаторских способностей, эвенки были сплошь. неграмотные.

Ивигин Николай Иванович (1880-1947 гг.) Первый председатель артели им. Беляевских

Многие эвенки не понимали, что хотят русские от них. что та новая жизнь будет, некоторые поняли, что хотят отнять оленей, чтобы их олени стали общими в артельном стаде (в плане было написано «создать крупное оленеводческое хозяйство колхозного типа на базе артели, доведя поголовье оленей в ближайшее пятилетие ДО 3300 голов ( на 01.07.1936 года их было учтено всего 1650 толов).

Правильно эвенки понимали, что олени будут в общем стаде, а они будут жить оседло в деревне, они не хотели менять свой образ жизни, который существовал во все времена. Вот в какую ситуацию попал Николай Иванович, жил он на Минке во 2 бригаде с братом Александром Ивановичем, Т. к. числился в этой бригаде. О каком руководстве артели можно говорить, в Орловке в это время не было жилья даже для председателя, а агитационная работа шла. чтобы эвенки жили оседло.

Где в деревне жить? Что делать? С голоду помирать?

Чтобы покатать какая жизнь ждет эвенков, с 25.12.1935 года по 0-1.01.1936 гон и Колпашево была организована экскурсия для эвенков-стахановцев, ударников, отличников из туземного Орловского совета. Участвовало 17 человек, из них 5 девушек – ударниц. Показали им колхоз имени Ворошилова в Короткино, где было стадо коров, кинофильмы (немые), вечера проведи, даже желающих покатали на аэроплане, участвовали в работе конференции, где эвенки взяли повышенные обязательства по добыче пушнины на 400-500% в 1936 году.

Все стахановцы пыли награждены, первым в списке был председатель артели Ивигин Николай Иванович, премирован карманными часами 195 руб.).

Лихачев Петр Гаврилович винтовкой ТОЗ и 500 патронами,

Ивигин Михаил Григорьевич – винтовкой ТОЗ и 500 патронами,

Тугундин Модест Адольфович винтовкой ТОЗ и патронами 500 шт.,

Ивигин Денис Иванович премирован балалайкой (26 руб. 40 к.), чайником никелированным (39 руб.) суконной гимнастеркой (27 руб.).

Лихачева Анна Александровна – получила новое платье (50 руб.). Ивигина Мария Алексеевна- шелковое платье(50 руб.). книгу и мандолину,

Ивигина ЕлизаветаТрифоновна-сюрпризной коробкой(15 руб70х.), примусом (20 руб. 70 к.), столовым прибором (15 руб.), красным шелковым отрезом для платья.

Тугундина Ольга Сергеевна – балалайкой, шелковым платьем.

(Из материалов архива. Постановление Колпашевского РИК от 24.12.1935 гола.) Таким обратом, начата культурная работа среди эвенков с учетом поднятия культурного уровня и экономики. За три года почти все эвенки вовлечены в артель, кроме Боярина Карпа Андреевича, который кочует в верховьях Орловки. периодически уезжает к Кипсею в Красноярский край. Властей интересовали олени Бояриных, чтобы пустить в общее стадо.

Николай Иванович, как председатель артели зная всех эвенков, при¬мерно у кого сколько оленей. И он понимая, во-первых колхозное стадо трудно будет держать пастухам, не смогут ухаживать за оленями как положено, во-вторых, эвенки в общее стадо своих оленей не отдадут. Олень для эвенка это все: транспорт, еда, одежда, обувь, в-третьих, оленные больше сдают и сдадут пушнины, они заключали договора на 2000 рублей, а оседлые (4 оршада) на 900 рублей. Пешие уходили на 3-1 дня, возвращались н деревню, еда кончалась н добычу вес на себе носить тяжело. А на оленях преодолеть 50-100 км легко, поэтому преимущество было у эвенков оленных. Нужно отметить, что к выполнению социалистического договора эвенки относились чрезвычайно добросовестно. Стахановское движение, ударничество, организованные в артели, помогали, это тоже председатель Николай Иванович знал и поддерживал, вел агитационную работу среди эвенков.

В 1935 году лучшие охотники артели им. Беляевских награждены значком «Охотник-ударник» и присвоено это звание Колпашевским РИК:

  1. Ивигин Николай Иванович,
  2. Ивигин Денис Иванович,
  3. Ивигин Александр Иванович,
  4. Ивигин Михаил Григорьевич.
  5. Ивигина Мария Алексеевна.
  6. Ивигина Елизавета Трифоновна.
  7. Тугундин Модест Адольфович,
  8. Лихачева Анна Александровна.
  9. Лихачев Петр Гаврилович,
  10. Тугундина Ольга Сергеевна.

И 1936 голу Колпашевкий РИК награждает выполнивших но добыче «мягкого золота» малыми золотыми медалями охотников:

  1. Ивигина Александра Ивановича,
  2. Боярина Мокея Трофимовича.

Для эвенков это был стимул, власть организует культурные мероприятия, слеты, экскурсии, конференции, награждения; премии 5 человек часами (каждому) Лихачеву Екатерину – ружьем. Лихачеву Агафью шелковым платьем.

В 1937 году эвенки артели имени Беляевских перевыполнили план по пушнозаготовке, за что артель получила районное переходящее Красное знамя.

11 августа 1938 года от Нарымского окружкома ВКП (б) была направлена бригада в составе: Б. Песикина, Н. Кудрявцева, В. Величко (пропагандист) с целью проверить, как идут дела в артели им. Беляевских в Орловском кочевом (эвенкийском) сельсовете Колпашевского района Нарымского округа. Бригада побывала в стойбище на Минке по р. Орловка у председателя артели Ивигина Николая Ивановича (по эвенк.имя Тыхшили). (председатель живет в чуме в стойбище). Из беседы бригада сделала определенный -основной отраслью артели является охотпромысел, и эвенки выполняют и перевыполняют свои обязательства по добыче пушного зверя;

-председатель артели – новичок, многое не знает и не понимает свои функции, помощь от власти не получает, поэтому как он сказал, что ар¬тель стоит на одном месте, не может сдвинуться они взад, ни вперед». -работа поставлена неудовлетворительно:

а) бригадиров не обучают, работа их сведена к сбору и сдаче пушнины,

б) члены бригады живут в отдалении друг от друга, и это затрудняет даже сбор пушнины бригадиру;

в) неграмотные бригадиры (по словам председателя прочитать не могут данный список, а писать и вовсе не умеют)

г) счетовода в колхозе нет, поэтому учет на нуле.

Строительство в поселке и кочевьях идет медленно. Построена почта, хлебопекарня, магазин со складами сибпушнины, школа (2 лажа), лечебница (больница), ветеринарный пункт. Однако нес объекты не освоены или освоены крайне на низком уровне. Дом туземца совсем не оборудован, школа имеет парты и кровати. 1 сентября 1936 года школа не приняли детей, была не готова, лишь и октябре дети начали учиться, жить и интернате на первом этаже, а на втором были учебные классы, где дети учились, и жили учителя, воспитатели. Спортивный зал был без оборудования и до 1947 года дети в фитиле не занимались, т.е до закрытия этой громадной школы. Школа, на которую было истрачено много денег, оказалась невостребованной.

Дома для эвенков не строили (если председатель жил в стойбище). Вот об лом говорили с председателем эвенкийской артели. База по р.Орловка построена, по кочевьям строить дома не было смысла, т. к эвенк – кочевник. Николаи Иванович говорил: «Мы не понимаем, как можно Сидеть на одном месте…»

По плану 1940 года должны были построить 40 домой, поставлено было 10, не хватало Строительного материала, кирпича, стекла, и так они стояли без окон, без дверей. В 1941 гаду грянула война и вовсе стало не до строительства. В 1940 году Николай Иванович ушел с поста председателя, было ему 60 лет, стали пастушить с женой Ольгой Сергеевной в Максимкином Яре. Здоровье было подорвано, в 1947 году он ушел в мир иной.

«Эвенки Верхнекетья «Последние из Могикан» рода Чамба»,
Дуткина В.А.,
г.Якутск, 2010 г.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх