Эвенки – один из немногих современных народов, сумевших построить и сохранить на протяжении тысяч лет гармоничную систему сосуществования человека и природы[1]. Этническая история и этногенез эвенков и других тунгусо-маньчжурских народов до настоящего времени остается одной из дискуссионных проблем российской этнографии. Наряду с известной теорией о южном происхождении тунгусов[2], наибольшее распространение получили гипотезы о восточносибирской прародине. Большинство исследователей связывают этногенез тунгусов с Прибайкальем и Забайкальем. Согласно этой концепции, культура прототунгусов сформировалась в период неолита в горных районах Восточных Саян и реки Селенги. В неолитическое время появляются и получают развитие такие характерные элементы тунгусской культуры, как деревянная колыбель3, горшки-дымокуры, М-образный лук, широкие гнутые скользящие лыжи, кафтан с нагрудником[4]. Этот элемент древней одежды был одним из основных аргументов, которые использовали археологи для доказательства автохтонного байкальского происхождения эвенков[5]. В финале неолита часть прототунгусов начала мигрировать на территорию Приамурья, где они стали основным элементом в формировании этнических культур мохэ, а затем – чжурчженей и манчжуров6. В это же время прототунгусские племена расселились на восток, северо-восток, запад и северо-запад от озера Байкал.
Позднее антропологические, археологические и лингвистические исследования ввели в научный оборот новые данные относительно предполагаемой прародины эвенкийского этноса. Некоторые археологические9, лингвистические10 и антропологические[11] исследования предполагают, что вероятным центром формирования эвенкийского этноса была территория Забайкалья, из которого позже шло распространение в районы Прибайкалья и Приамурья в конце I – начале II тысячелетия н.э.
Исторические традиции прототунгусской эпохи находят отражение и в эвенкийском фольклоре. Наиболее распространенным сюжетом эвенкийских нимнгаканов является сюжет об одиноком пешем охотнике – изобретателе лука и охотнике на лося, стремящемся навстречу восходящему солнцу. В соответствии с сюжетами и сведениями эвенкийских сказаний можно в общих чертах предположить основные направления миграции древних тунгусов. Зародившись в горно-таежной местности, под описание которой, в целом, подходят горные районы Прибайкалья, предки эвенков в своей массе двигались в восточном направлении. Восточное направление путешествий героев эвенкийских эпических произведений в целом соответствует выводам ученых о перемещении предков эвенков из Прибайкалья и, далее, Забайкалья в Приамурье, Приморье и Северный Китай, где сформировались многие народы, относимые ныне к тунгусо-маньчжурской группе[12]. О контактах тунгусов на востоке в период неолита свидетельствуют и древнекитайские летописи. Еще В.Я. Бичуриным обнаружены свидетельства древнекитайской истории о контактах с южными тунгусами за «2200 л. до Рождества Христова»[13].
Встречая другие племена и народы, тунгусы освоили коневодство и оленеводство, изобрели уникальную культуру лесных кочевников. От ранней тунгусской общности появились многие современные народы Сибири и Дальнего Востока – эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи и мн. др. В начале I тыс. н.э. тунгусы создали могущественные государства на территории Северного Китая и Маньчжурии – «Бохай» и «Цзинь» (Айсин Гурун)[14]. Следы этнокультурных контактов тунгусов обнаруживаются в культуре многих крупных народов.
К моменту появления русских первопроходцев наибольшая часть территории Восточной Сибири принадлежала эвенкам и родственным им народам. Вся эта огромная территория была поделена между родами в соответствии с традициями кочевого охотничьего хозяйства, когда человек являлся своеобразной частью природной цепи. С началом эпохи существования в составе России, образ жизни основной части эвенков существенно не изменился. Преференции государства для оседлых народов16 снизили ареал распространения эвенкийского хозяйственного типа. Некоторые группы эвенков со временем сменили кочевой образ жизни и перешли к скотоводству и оседлому образу жизни[17].
Известные события истории эвенков в эпоху присоединения Сибири связаны с именами предводителей крупных эвенкийских родов, проживавших на смежных территориях с Китаем и Монголией. Так, род эвенкийского князя Гантимура[18], перешедшего с территорий Китая под российское подданство, длительное время осуществлял защиту границ Российской империи в Забайкалье[19].
В XVII в. эвенки и солоны, проживавшие на территории Китая, под предводительством Бомбогора[20] противостояли маньчжурским завоевателям. В Китайской истории широко известно имя Хайланьчи – предводителя эвенков, выдающегося полководца эпохи династии Цин. Войско Хайланьчи, основу которого составляли эвенки и солоны, на протяжении четырех десятков лет защищало интересы Китая на западных и юго-западных границах империи.
Следующий этап истории эвенков связан с эпохой промышленного освоения Сибири. Процесс освоения Сибири существенно изменил как ареал распространения эвенков, эвенкийского культурного комплекса, так и их историческую роль на карте современного мира.
В истории эвенков в силу объективных и субъективных причин, достаточно белых пятен. Ярким примером являются события 1924-1925 гг., когда практически все мужское население тунгусов Охотского побережья и ближайших территорий Якутии в возрасте от 15 до 75 лет взялись за оружие против кровавого террора Советской власти, прокладывавшей дорогу к коммунизму путем проб и ошибок, а в данном случае неспособности и нежелания понять специфику жизни кочевников тайги.
На сегодня на всей обширной территории Восточной Сибири, некогда принадлежавшей эвенкам, не находится и небольшой автономной административно-территориальной единицы, где были бы созданы необходимые условия для сохранения и дальнейшего развития этнокультурного комплекса эвенков[21].
За всю многотысячелетнюю историю существования тунгусской охотничьей кочевой цивилизации не исчез ни один вид фауны или флоры. Теперь угроза исчезновения нависла над самим эвенкийским народом, когда теряется традиционный этнический культурный комплекс, сужается ареал традиционного хозяйствования и вместе с ним многих элементов культуры.
Вместе с тем, в последние годы наблюдается существенный рост этнического самосознания у молодого поколения, что позволяет надеяться, что история великого тунгусского этноса не закончится последней страницей в эпоху всемирной глобализации.
- Рычков Ю.Г. Кочевники Сибирской тайги (этноэкологическая грань проблемы сохранения биоразнообразия) // Природа. 1995. N 1. – с. 58.
- С.М. Широкогоров и др.
- Василевич Г.М. К проблеме этногенеза тунгусо-маньчжуров (по материалам изучения колыбелей) // Известия Сибирского отделения академии наук. 1963а, Отдельный оттиск. – С. 57–61.
- Василевич Г.М. Тунгусский кафтан (к истории его развития и распространения). Сб. МАЭ, т. XVIII, 1959. – С. 122-178.
- Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1955. – 374 с.
- Воробьев М.В. Чжурчжени и государство Цзинь. – М.: Наука, 1975. – 448 с.
- Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л., 1969-1970.-Ч. 1,2.
- Там же.
- Хлобыстин Л.П. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. – 472 с.
- Бурыкин А.А. Судьба прибайкальской теории этногенеза тунгусов в свете новых археологических и этнографических данных // Интеграция археологических и этнографических исследований. – / Отв. ред. А.Г. Селезнев, С.С. Тихонов,Н.А. Томилов. – М.; Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 1999. – С.44-46.
- Левин М.Г. Антропологические типы Сибири и Дальнего Востока // СЭ, 1950. № 2. – С. 53–64.
- Варламов А. Н. Исторический процесс миграций древних тунгусов в эпических традициях восточных эвенков // Типы героических сказаний эвенков: памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 2008. Т. 20. С. 208-227.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 2. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 335 с.
- Воробьев М.В. Чжурчжени и государство Цзинь. – М.: Наука, 1975. – 448 с.
- http://www.liveinternet.ru/tags/%F7%E6%F3%F0%F7%E6%FD%ED%E8/
- Саввинов Л.В. Исторический контекст современной этнополитики в Сибири // Известия Алтайского государственного университета, 2008, С. 209-213.
- Некоторые группы эвенков, издавна контактировавшие с монгольскими народами, познакомились со скотоводством в первых вв. н.э.
- Гантимур – тунгусский князь XVIII в., родоначальник многочисленного российского княжеского рода Гантимуровых. Гантимур был родственником китайского императора, имея четвёртый по значимости в империи чин цзолина. Позднее перешел с людьми своего рода на территорию России и стал основателем тунгусского казачества. Был пожалован императором Алексеем Михайловичем титулом князя и дворянина.
- На основе этого эвенкийского воинского формирования позднее был образован тунгусский казачий полк.
- Бомбогор – вождь союза эвенкийских и солонских родов, объединившихся в борьбе с маньчжурскими завоевателями. Под предводительством Бомбогора эвенки выставляли до 6 тыс. воинов и вели борьбу на протяжении нескольких лет. В 1640 г. Бомбогор был схвачен маньчжурами и казнен.
- Главную тревогу вызывает состояние основного, этнообразующего культурного элемента – языка эвенков. Никакие образовательные меры не смогут полноценно вернуть язык при отсутствии сферы его применения.