День оленевода – праздник долган
Долганы – коренной малочисленный народ, проживающий на севере Красноярского края и Республики Саха (Якутия).
Большая часть долган проживает в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (сельском поселении Хатанга и городском поселении Дудинка), незначительная часть долган проживает в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия).
По данным переписи населения 2010 численность долган в Российской Федерации составляет 7885 человек, 1840 человек проживает в городах, 6045 в сельской местности.
Распространены самоназвания – haka, дулгаан, тыэ киhитэ.
Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские.
Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в XVII – XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов – эвенков (тунгусов), якутов и русских (так называемых затундринных крестьян).
Впервые о долганах упоминается в «Наказе стольнику Петру Головину и дьяку Ефиму Филатову, посланным в Сибирь на реку Лену для строения острога и приведения в русское подданство сибирских инородцев», датированное 6 августа 1638 г.
Первые научные сведения о долганах содержатся в трудах исследователей Сибири ХIХ в. М.А. Кастрена и А.Ф. Миддендорфа. Впоследствии изучением долган занимались Б.О. Долгих, А.А. Попов, Г.Н. Грачева, П.Е. Ефремов, В.А. Туголуков, В.И.Васильев и др.
Так, известный российский путешественник, географ и натуралист А.Ф. Миддендорф в своей книге «Путешествие на Север и Восток Сибири» отмечал, что долганы весьма интересный смешанный народ, у которого во всем явно высказывается преобладание якутского элемента.
Он высказывал мнение, что часть долган «Дзиганская орда» первоначально переселилась из окрестностей города Жиганска, лежащего под Полярным кругом на р.Лена, вероятно в то время, когда казаки Мангазейские и Якутские старались перещеголять друг друга в грабежах на р. Лена, и предводители их оспаривали порабощение друг у друга жителей долины р. Лены, т.е. воевали не только между собой, но и отбирали ясак у коренных жителей (1633 г.). Вероятно, в это время якутские и тунгусские племена вместе двинулись на запад.
Они кочевали в верховьях рек Хатанги и Пясины, в горах, окружавших Норильские озера, и пользовались угодьями сообща с Жиганскими тунгусами, усвоив их образ жизни и отчасти язык. Эти кочующие долганы отчасти примкнули к тунгусам, заводили небольшое количество северных оленей, поскольку опасались, что многочисленные волки могут отбить стадо. Питались они дичью, рыбой. Это был живой, подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством, писал А.Ф. Миддендорф.
Весьма важную категорию долган составляли оседлые поселенцы, занимавшие все пространство от Дудина до Хатангского погоста. Летом они отправлялись на тундренные озера к северу, там они заготавливали запасы рыбы на зиму. Они питались преимущественно рыбою, и хотя их свободно кочующие родичи поглядывали на них «как бы с чувством соболезнования», но преимущества обеспеченного существования, оседлости, связанного с нею заготовления больших запасов, сношения с проезжающими по временам чиновниками, купцами и священниками, выгоды крещения давали им превосходство над кочующими, что они гордились, что в тяжкие времена спасают странствующих собратьев своих от голодной смерти. Происходило это от того, о чем они говорили неоднократно, что кочевники полагаются на ненадежное охотничье счастье, вместо того, чтобы заняться надежной рыбной ловлей.
Матиас Александр Кастрен, известный финский филолог, исследователь финно-угорских и самодийских языков, в своей книге «Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири в 1838—1844, 1845—1849 гг.» упоминал, что долганами называли три якутских племени: 1) племя Dolgan, живущее по р. Хатанга, 2) племя Adjan, признающее и русское название Жиганы, и 3) племя Dongol, живущее, как и второе, в расстоянии трех дней пути от Дудинки, близ Норильских озер. Сами же они ведут себя от трех братьев: Galkinga, Sakatin и Bijka, перекочевавших сюда из якутской стороны.
Более глубокое изучение долган в историческом и этнографическом отношении началось лишь в советское время, после переписи населения 1926-1927 гг. и экспедиций Музея антропологии и этнографии Академии наук в 1930 – х годах.
Выдающийся советский этнограф Б.О.Долгих в книге «Происхождение долган» высказывал предположение, что образование долган в пределах Таймырского округа проходило в течение XVIII и первой половины XIX в. По его данным в момент переписи долганское население распадалось на девять этнографических групп.
1) Долганы бывшей Долгано-Есейской управы с родовым названием Долган (Дулган). Их предками были тунгусы Долганского рода в XVII в., жившие по Лене между устьями Алдана и Вилюя. Во второй половине XVII в. большая часть усть-вилюйских долган переселилась на Оленек, где была объединена одним названием тунгусов «Долгацкого роду». Это и есть предки современных долган бывшей Долгано-Есейской управы. Часть из них остались на низовьях Лены в ведении Жиганского зимовья.
Следующим этапом истории бывших усть-вилюйских долган было переселение их в пределы Мангазейского (Туруханского) уезда, включавшего в XVII-XVIII вв. и территорию Таймырского национального округа. В 1761-1763 гг. в составе Есейской волости Мангазейского ведомства отмечен новый род «некрещеных тунгусов», примерно 150 человек, в котором есть все основания видеть предков долган рода Долган, составлявших с 1824 г. и вплоть до революции Долгано-Есейскую управу.
2) Долганы бывшей Долгано-Тунгусской управы с родовым названием Донгот. Донготы были наиболее крупным ответвлением баягиров, вошедших в состав долган, обитавших в XVII в. по верховьям конфлюента Хатанги Котуя, в верховьях Вилюя, в верховьях Оленека и частично распространявшихся на р. Кочечумо и ее приток Туру из бассейна Нижней Тунгуски. Переход рода Донгот на Север в пределы Таймырского национального округа произошел между 1768 и 1816 гг. В начале XX в. донготы состояли из четырех родов с якутскими названиями Мокойбуттар (главным образом Левицкие) 39 человек, Харыбалар (Сотниковы и Лаптуковы) 84 человека, Оркутахтар (главным образом Яроцкие) 100 человек, Тонкойдор (Сахатины) 48 человек.
3) Долганы бывшей Жигано-Тунгусской управы с родовым названием Эдян (Адян) или Эдиген переселились на Таймыр из Якутии, по данным И.С.Гурвича, в 1769-1783 гг., во главе с Леличей Себягиным. Центр этой управы на карте Енисейской губернии 1822 г. указан между озерами Мелкое, Глубокое и Лама. Таким образом, эта группа предков долган также как и, собственно долганы, вышла из пределов Якутии, но позже, чем собственно долганы, вероятно, примерно одновременно с переселением в район Норильских озер донготов.
4) Эвенки бывшей Боганидско-Тунгусской управы с родовым названием Каранто. На карте Енисейской губернии 1822 г. их центр указан несколько западнее среднего течения реки Боганиды. Названы они здесь «Есейской волости Харитоновского рода тунгусы». По устным преданиям, Каранто пришли на Таймыр, на реку Боганида откуда-то с юга, то ли с верховьев Хатанги и Хеты, то ли с верховьев Оленека или Вилюя. Б.О.Долгих склонялся к тому, что в 1645 г. в племени Эдян (Адян) на Оленеке был Каратунский род из 25 плательщиков ясака. В 1769 г. тунгусы Хаританского рода, с женами и детьми во главе с Белкичей Маганечиным бежали их Жиганского комиссарства Якутской области в Туруханскую «волость». Сходство названий Каратунский, Хаританский, Харитонов и Каранто – очевидно. В 1833 г. окладную книгу Боганидской управы подписали Игнатий Елча, Шантуча, Харитонов, Шакличу, Учкачу, Кунников, Нелтанов.
5) Якуты бывшей Нижне-Затундринской якутской управы являются самой большой составной частью долганской народности и одной из самых ранних из них по своему появлению в бассейне нижней Хатанги и Хеты (в 1699 г.). На карте Енисейской губернии 1822 г. центром Есейской волости показано селение «Хатангское оно ж Носок». Очевидно, здесь находился центр затундринских якутов. Основная масса затундринских якутов в начале XX в. жила в низовьях Хеты, Попигая, Анабара. Самой старой, основной патрономией затундринских якутов считают Поротовых, живущих по реке Хете. Вероятно, толчком, побудившим часть якутов перейти с Оленека на Хету, была голодовка, имевшая место на Оленеке в 1681-1682 гг., вызванная изменением направления миграции диких оленей, когда они вместо того, чтобы пойти от моря через плави на Оленеке, где их ждали охотники, ушли в сторону Хеты реки. Окладную книгу Нижнезатундринской управы в 1833 г. подписали Поротовы, Савины, Федосеев, Антонов, Тюприн, Гидатов. Тюприны (Чуприны) были в составе затундринских якутов уже в 1727 г. Среди затундринских якутов имеется многочисленная (179 человек обоего пола в 1926-1927 гг.) патронимия Спиридоновых, которая имеет другое название Барах. Считают, что они какого-то особого, по некоторым данным, русского происхождения. В затундринских якутах мы видим не только самую большую составную часть долганской народности, именно ту ее часть, которая первой принесла на Таймыр якутский язык и способствовала распространению якутского языка среди других неякутоязычных в прошлом предков долган.
6) Затундринские крестьяне, образовавшие раньше Нижне-Затундринское крестьянское общество, после энцев и нганасан являются наиболее старыми обитателями территории современного расселения основной массы долган. Русские промышленные люди появились «за тундрой» уже в первой четверти XVII в. Из современных патронимий затундринских крестьян в конце XVII в. здесь жили уже Аксеновы и Рудницкие (Рудинские). Первые происходят из посадских, вторые – из служилых людей «иноземного списку». (В.В.Александров установил, что посадский Дементий Аверкиев Оксенов с семьей проживал на р. Хете уже в 1701 – 1720 гг. Служилый человек сын боярский Степан Рудницкий в январе, марте 1682 г. производил перепись хантайских энцев и авамских нганасан.)
В течение XVIII в. затундринские крестьяне числились также посадскими, затем мещанами и только начиная с первых десятилетий XIX в. в документах фигурирует единое Нижнезатундринское крестьянское общество. Из существующих в настоящее время патронимий затундринских крестьян Туркины и Уксусниковы в XVIII в. тоже были крестьянами, а Аксеновы, Бархатовы, Поповы, Малетины, Портнягины – посадскими (мещанами). В метрических книгах Хатангской Богоявленской церкви конца XIX — начала XX веков, хранящихся в фондах Таймырского краеведческого музея, упоминаются крестьяне Затундринского общества Игнатий Васильевич Малетин, Василий Алексеевич Тюприн, Дмитрий Александрович Бархатов, Андрей Евфимович Суворов, Александр Прокопьевич и Иван Прокопьевич Хвостовы, Дмитрий Титович Лаптуков, Иосиф Сосипатрович Рудынский, Ефстафий Мартынович Рудынский, Марк Гаврилович Портнягин, Поповы: Мефодий Лазаревич, Григорий Евфимович, Назарий Никандрович с сыновьями Онисимом и Афанасием, Прокопий Никандрович — предки Григория Романовича Попова, первого долганского ученого и Николая Анисимовича Попова, первого долганского журналиста.
Мы знаем, что затундринские крестьяне начали вступать в браки с якутами уже в начале XVIII в. Но хотя уже Миддендорф отметил якутизацию русских поселенцев на Хете, вплоть до середины XIX в. затундринские крестьяне в массе еще не растворились в окружавшем их долгано-якутском населении. Однако затем, во второй половине XIX в., они стали быстро сливаться с долганами. К 1926-1927 гг. затундринские крестьяне ничем в сущности не отличались от последних и во всяком случае не считали себя русскими. Такая быстрая долганизация затундринских крестьян в конце XIX – начале XX в. объясняется переходом их к кочевому оленеводству и отказом от своего традиционного оседлого рыболовческого хозяйства с использованием собак в качестве упряжного животного. Новая форма хозяйства повлекла за собой более тесный, чем прежде, контакт затундринских крестьян с долганами, и в результате произошла полная ассимиляция этой русской по происхождению группы населения Таймыра.
7) Есейские якуты не являются потомками населения Есейской волости XVII-XIX вв., а представляют якутов-оленеводов, пришедших в район озера Есей из бассейна Оленека, вероятно, в XVIII в. Хотя в Вилюйске есейских якутов называли «есейскими тунгусами», но большинство их, судя по родовым названиям, представляло потомков выходцев из центральной Якутии, да и в культуре в большей степени, чем у долган, были заметны чисто якутские черты. Наиболее многочисленные среди них были якуты Бетунского наслега, почти все принадлежавшие к роду Чорду. Затем следуют выходцы из Катыгынского наслега, принадлежавшие к родам Ботулу, Осогостох, Оспех и Маймага. Названия наслегов сейчас служат потомкам есейских якутов на Таймыре в качестве фамилий. Так потомки бетунцев имеют фамилию Бету (Бетту), потомки бетилцев – Бети, потомки якутов Катыгынского наслега – имеют фамилию Катыгынский или по одному из родовых названия Маймага (Маймаго), Ботулу и т.д.
8) Эвенки бывших 2-й и 3-й Летних и Илимпейской управ из рода Тамбэгир, Малгачагир, Иолигир, Тыптагир и Якчар, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, жившие чересполосно с долганским населением, тоже явились значительной и все увеличивающейся составной частью долганской народности. Илимпейские эвенки на Таймыр переселились в конце XIX и начале XX вв.
9) Энцы (самоеды) Хантайской управы родов Сонуко (Санэр), Сойта, Масуадай, Карасинской управы – Муггади, Бай и ненцы (юраки) родов Ябтонгэ и Аседа, усвоившие в качестве родного языка долганский диалект якутского языка, оказались среди долган в результате браков мужчин энецкого и ненецкого происхождения на долганках. Обычно такие семьи продолжали жить в долганской среде, и следующее поколение от этих браков ничем не отличалось от долган. Главная масса одолганившихся энцев жила в районе оз. Пясина и верховьев р. Пясина.
Можно считать, что в составе современных долган около 45 % по происхождению тунгусов, около 42 % – якутов, около 11% – русских и около 2% – самодийцев.
Таким образом, в течение XIX в. на севере Сибири образовалась новая народность. Спецификой процесса образования долганской народности было то обстоятельство, что он проходил на Крайнем Севере, и поэтому образовавшаяся народность, как и все народности Крайнего Севера, оказалась не очень многочисленной. Имело значение и то, что все элементы, образовавшие долганскую народность, были православными (по крайней мере формально), и в этом отношении все в целом противостояли своим соседям с севера нганасанам, обладавшим к тому же совсем другими формами материальной и духовной культуры и говоривших на другом языке.