На базе морского зверобойного промысла и оленеводческого хозяйства развились кустарные промыслы: выделка ровдуги (замши), изготовление для продажи кухлянок, одеял, ковров, кукулей, перчаток, рукавиц, торбазов. Из пропитанной жиром нерпичьей кожи, благодаря чему она делалась водонепроницаемой, делались чемоданы для продажи русским, для сбыта на Аляску шились торбаза в виде сапог.
“Кроме сапог, рукодельницы готовят в течение долгой зимы много ковриков разнообразной величины из белой и разноцветной нерпичьей кожи, вырезанной разнообразными фигурами, с опушкой из какого-либо меха, вышитых сумочек, поясов, ружейных чехлов, патронташей и прочей мелочи. Мужчины режут из кости незатейливые цепочки, ножи для бумаг, мундштуки, трубки, пуговицы, модели пароходов и шхун, полируют красивые моржовые клыки. Некоторые достигают в своих работах большого изящества, приобретают в Америке специально для этой цели токарные станки” (Калинников, 1912. С. 123-124).
Кустарное производство, обслуживающее внешний рынок, возникло лишь на восточном побережье Чукотки. В большей степени в него были вовлечены женщины. Скупщики кустарных изделий в соответствии с требованием рынка заказывали предметы по образцам, которые отступали от традиционных форм, часто это были совершенно новые предметы, изготовлявшиеся из местных материалов (Иванов, 1949. С. 107-124).
С развитием китобойного промысла в Беринговом море капитаны китобойных шхун предпочитали нанимать на свои суда матросами чукчей и эскимосов. Они были дешевой рабочей силой, легко переносили тяготы жизни на маленьком суденышке. По окончании плавания с таким работником рассчитывались ружьем, ящиком табака и сухарей.
Наиболее распространенными орудиями охоты на сухопутных животных служили лук со стрелами и копье. Орудиями охоты на морских млекопитающих в большинстве своем были разные по размерам гарпуны с отделяющимися наконечниками.
Материалом для изготовления орудий служили дерево, кость, китовый ус и железо. В XVII и XVIII вв. широко использовался камень (обсидиан, кремень, сланец), из которого делали вкладыши к гарпунам, наконечники копий, стрел. Из дерева изготовлялись лук и стрелы, древки для гарпунов, копий, дротиков, копьеметалки. Наиболее широкое применение имели кости и рога оленей, моржовые клыки, китовые ребра и челюсти. Из рога оленей делали наконечники стрел, проколки, части упряжи, копылья для нарт, вытрясалки снега (с одежды и полога), ложки, крючки для подвешивания. Из ребер оленя делали ножи, пластинки для панцирей и т.п. Китовый ус применялся как материал для вкладышей в наконечники стрел. Им крепили деревянную основу луков. Из волокон китового уса делали леску, плели сети, сачки.
В XVIII в. каменные топоры гаттэ, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти вытеснены металлическими. К середине XIX в. железо, медь прочно вошли в обиход чукчей, стали незаменимым материалом для орудий и оружия. Металлические ножи, наконечники копий, котлы, иголки покупались в виде готовых изделий. Наконечники стрел, латы чукчи нередко делали сами из медных и железных котлов.
Основное вооружение чукотского воина составляли лук со стрелами и копье. Как можно понять из сообщения Т.И. Шмалева, луки у чукчей были сложные, состояли из нескольких клееных слоев. Для упрочения лука применялся китовый ус. Оперением стрел служили маховые перья гусей, ворон, чаек и сов. В отличие от коряков и юкагиров чукчи прикрепляли к стреле не три пера, а два. Известно, что чукчи нередко выменивали луки и материал для них у коряков и аляскинских эскимосов.
Из средств защиты воина в XVII-XVIII вв. использовались два типа панцирей. Панцирь из моржовой кожи или китового уса, очевидно, был выработан охотниками на морского зверя (эскимосами), панцирь из костяных или металлических пластинок известен и у других народов Азии. Встречались и железные кольчуги из продолговатых кусков железа, скрепленных ремешками, а также такие же шлемы с забралом и с наушниками1.
Наконечники стрел чукчи мазали ядовитым соком лютика. В качестве оружия применяли также “каменные шибалки” – пращи, а также арканы.
Описанное вооружение существовало до конца XVIII в., хотя уже тогда, не¬смотря на строгие запреты продажи чукчам металлических изделий, металлическое оружие к ним все же проникало. В 1778 г. Д. Кук видел у них “железные или стальные копья европейской работы, которые они носили на кожаном ремне через правое плечо” (Кук, 1971. С. 101). Описывая вооружение чукчей в первой четверти XIX в., капитан Шишмарев особенно выделял ножи: “Главнейшее их оружие, в аршин длиною нож, всегда носимый при себе и сохраняемый в чехле, у некоторых еще по одному или по два меньших ножа, обыкновенно спрятанных в кармане или за рукавом” (Сведения э чукчах, 1852. С. 183).
В конце XVIII в. военные столкновения чукчей со своими соседями прекратились, панцири, луки, копья, боевые стрелы стали предметом реликтового характера.
Капрал Г. Шейкин, служивший в Анадырском остроге в 50-х годах XVIII в., так описывает панцири и стрелы чукчей: “Чукчи ж место панциря во время баталии надевают куяки однобоки, деланы из железа и из китовых усов, и на голову от куяка открылок – доска деревянная и обитая кожей морской, лафтаком называется, из-за которой доски, выглядывая, стреляют из деревянного лука стрелою, которая подобна татарским стрелам… копье вставлено костяное и то присажено не крепко, она же с зазуброй, дабы есть ли потрафит в человека, то стрела выдернетца, а копье останетца в человечьей ране. Перья ж к стрелам не приклеивают, а привязывают жилками только по концам” (Цит. по: История и культура чукчей, 1987. С. 72).
И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)