Музыка ительменов характеризуется несколькими музыкальными «диалектами». Имеются сведения о трех из них: ковранском (в ХVII в. предположительно племя лигнурин), тигильском (в ХVII в. – племя кулес), камчадальском (в ХVII в. – племя бурин). В музыкальной стилистике, инструментарии и жанровой сфере есть взаимосвязи с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.
Музыка ительменов включает 4 осносновные музыкально-фольклорные традиции: песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную.
Песенная традиция
В песенной традиции центральным жанром является хайутэлйа (у камчадалов), ходилаходило (у ковранцев), ходилахт (у тигильцев) – «песенная мелодия», на которую поется импровизируемый текст, иногда – синсемантические слоги. Чаще всего эта мелодия характеризует специфику музыкальных диалектов. Отличит. черта лирических напевов – довольно широкий диапазон и многопопевочная структура. Песни с устойчивым лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал – горло, рот), у тигильцев – репнун (от репкуё – напевать, голосить). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев – корвэльу, у тигильцев – карвэльу), собственной мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии.
Танцевальная традиция
Танцы ительменов имеют 3 типа музыкального сопровождения: песенное, инструментальное и звукоподражательное. Последнее основано на горлохрипении на вдохе и на выдохе и называется у ковранцев хэхмыкэлс, у тигильцев – хэмхэкузэн. Инструментальные наигрыши, сопровождавшие танцы, назывались к’эма’лсхч или энунсизэн. В аккомпанементе танцу часто чередуются песенный и звукоподражательный типы интонирования (помимо игры на музыкальном инструменте).
Музыкальные инструменты̝
У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим назв. ма’лйанон (играющий предмет). Это же название относится к струнным смычковым: 5-струнному с мечевидным корпусом, 4-струнному с долбленым грушевидным корпусом, а также к 2-струнному щипковому с корпусом треугольной формы. У ительменов существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев – коун, аналогичная флейта с отверстиями – соответственно энгму и систул. Тальниковый свисток, применяемый в качестве манка на охоте, у ковранцев называется фифсэл, вивсэл, у тигильцев – чикрурэчх или йэпсэнон. Одноязычковый пищик из стебля злаковых без игровых отверстий выявлен только у ковранцев – сысал ма’лкас (букв. играющая трава). Свистки и пищики иногда объединяются по 3–4 ствола для исполнения наигрышей. Ленточный аэрофон из листа травы или пленки коры у тигильцев носит назв. йэпсэнон, у ковранцев – фйэпсанон, пищики из пера – сэсэн фйэпсакас (йэпсэкас) или чэл’х-чэл’х фйэсакас (йэпсэкас). Деревянный вихревой аэрофон-пропеллер, практиковавшийся на осеннем празднике «очищения грехов», у камчадалов наз. кыжиам, у ковранцев – кэхэм, у тигильцев – талитал. Аналогичный аэрофон-игрушка из оленьей кости у ковранцев имеет название тэн-к’эл, у тигильцев – гыр-гэр. Вращаемый аэрофон (пластина на веревке) у ковранцев обозначается термином хэзвэз (жужжалка), у тигильцев – к’эл-к’эл (вертушка); последней близка вращаемая (колесная) трещотка, она, как и шнуровая погремушка из деревянных пластин, заменяла бубен. Трещотка и погремушка у ковранцев наз. хэргэргэчх, у тигильцев – хырхэрэчх. Труба с вибрирующей пленкой (труба-мирлитон), в которую дули, напевая, изготавливалась обычно из дудника, у ковранцев она определялась термином ковом, у тигильцев – калхам.
Повествовательная традиция
Повествовательная музыкально-фольклорная традиция ительменов либо представлена речитативом (прямая речь в некоторых сказках), либо поется «орлом». Тексты заговоров (выявлены только у ковранцев) пелись на ритуальные мелодии кмали чинэх.
На видеоː Ительменская народная песня. Исполняет Вера Правдошина – руководитель ительменского коллектива “Наты Айван” (Поющая душа)