Танцевальные жанры ительменов отражают многообразие их кинематической культуры: от мимических гримас до активных танцевальных движений, определяемых ковранцами как к’олкас, тигильцами – колхэсхэнэзэн, камчадалами – кузелькинга (или камкач), что буквально означает «ломаться», «выгибаться». У ительменов существовали круговые танцы, а также танцы, изображающие животных с сопровождением звукоподражаний.
Общая обрядовая пляска с выкриками «алхалалалай» завершала праздничную церемонию по случаю окончания охоты. Импровизированные пляски сопровождали обряд втаскивания срубленной березы через верхнюю дверь юрты. Здесь же разыгрывалась пластическая пантомима с «китом» и «волком». На празднестве по случаю добычи медведя во время снятия шкуры с животного молодежь начинала пляску, старики присоединялись к ней, когда пляска была в разгаре. Танцующие подражали походке медведя, играм медвежат, представляли любовную сцену медведя и медведицы. Пляске сопутствовали резкие выкрики.
Ко времени интенсивного освоения Камчатки русскими (40-е гг. ХVIII в.) обрядовая функция ительменского танца была утрачена. Русская культура оказала огромное влияние на быт и традиционную культуру ительменов, в частности на свадебный обряд и связанные с ним танцы. От русских были восприняты песни, пляски, хороводы: иельменам оказались близки их напевность, задорные плясовые ритмы. Заимствовали они и посиделки, вечёрки, игрища.
Исследователи и путешественники отмечали танцевальное мастерство ительменов «Великая честь тому, кто перепляшет». Танцоры старались разнообразить свои движения, некоторые опускались на колени и приплясывали полулежа (след древних обрядовых танцев). Наиболее распространённые, дошедшие до наших дней песне-пляски ительменов – «Желтенький песочек», «Бакия» (медведь), частушки «Катю дома не застал», «Как на мосточке».
В рамках художественной самодеятельности в 1964 были впервые показаны сценические танцы ительменов, среди них – музыкально-хореографическая композиция «Эльвель» (либретто Т. Гуторовой, стихи Г.Г. Поротова, постановка Н. Суздаловой), в ее основу положен один из сюжетов мифа о Вороне. В 1974 был создан ансамбль песни и танца «Эльвель», с 1982 худ. руководитель и постановщик танцев – Б. Жирков, ительмен по национальности. Им созданы хореографические миниатюры «Танец охотников», «Танец рыбаков», «Танец масок», для женской группы – танцы «У реки» и «Волны». В репертуаре ансамбля, известного не только в России, но и за рубежом, песни и танцы на мелодии и слова поэта и музыканта Г.Г. Поротова: «Рыбацкий ритуальный», «Ковранские ритмы», «Утки», «Мартышка», «Оккенелю», «Норгали», хореографическая миниатюра «Как Кутх (Ворон) катался на горбушах» и др.