Погребальный обряд у эскимосов

Поминальный обряд. Ритуал обмена продуктами.

Погребальный обряд

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся. С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали. Перед выносом тела совершали трапезу. Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями. Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему. На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1—2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

Поминальный обряд

Поминальный обряд является из самых стойких ритуальных практик эскимосов и коренных малочисленных народов Севера в целом. Утром поминальная группа отправляется к своему поминальному месту или на кладбище. Там разжигается костер, достается заранее приготовленная еда. От новых, только что открытых продуктов отщипываются небольшие кусочки, которые со словами приветствия, приглашения и иногда извинения бросаются в костер. Если огонь хорошо разгорается, интенсивно горит и быстро сгорает, значит предки приняли угощение. Также свидетельством принятого угощения служит изменение погоды после поминок. Затем поминальная группа приступает к трапезе. После еды члены поминальной группы обмениваются продуктами, эта церемония называется миналъык’. Поминки заканчиваются обрядом очищения от болезней. Хозяин поминок берёт обгорелую деревяшку или пучок травы и обмахивает ею всех присутствующих, говоря “Таг’и, Таг’и” (или, иди сюда [болезнь]). С поминального места, перед уходом, нужно забрать камешек или травинку, которые по прошествии нескольких дней должны быть “случайно” потеряны. Забирая их, эскимосы захватывают свою тень, которую нельзя оставлять на кладбище. Поминки заканчиваются зарыванием пепелища “чтобы дух не вышел”.

Поминальный обряд. Ритуал очищения.

Каждая поминальная группа проводит поминальный ритуал по-своему.

Традиционно поминки справлялись осенью, в конце сентября – начале октября, по словам одной пожилой эскимоски из Сиреников, “до заморозков” – “пока земля не закрылась/не замерзла” (“кумлятыстых- пынан нуна”). Мерзлая земля не принимает подношений. Владимир Богораз справедливо объяснял время поминального обряда приморских чукчей необходимостью угощения предков олениной. Пожилые информанты вспоминают, что оленье мясо, привозимое эскимосами из тундры после осеннего забоя, считалось ритуальным и являлось необходимым элементом поминальной трапезы.

Оленья колбаса (к’век) до сих пор используется во время охотничьего обряда спуска лодок на воду, проводимого в апреле с началом охоты на воде на моржей и лахтаков. Оленьи жилы повязываются на руки всем присутствующим на похоронах, чтобы отпугнуть злых духов.

Литератураː

1. Дмитрий ОПАРИН Поминальный обряд азиатских эскимосов и современное ритуальное пространство Нового Чаплино и Сиреников // Этнографическое обозрение, 2013, № 2. С. 53-69 2. Северная энциклопедия. – М.:Европейские издания, 2004. Составитель: Е.Р. Акбальян

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх