Традиционная одежда – один из наиболее важных и достаточно древних элементов культуры. Она всегда рассматривается как отражение многовекового опыта и образа жизни народа. Представляя собой уникальное явление культуры, и отличаясь самобытностью и яркой этнической спецификой. Традиционная одежда является одной из составных частей материальной культуры негидальцев, описание которой, имеет важное значение в деле изучения и понимания вопросов этногенеза и этнических связей этого народа с другими этносами на разных этапах развития. Она тесно связана с историей формирования негидальского этноса, в ней находят свое отражение родовые, племенные и, национальные особенности, проявляется характер народа, его хозяйственно-бытовой, уклад, социальные нормы, выражается художественное мастерство, эстетический’ вкус, привычки и мировоззрение в целом.
Традиционная одежда негидальцев полностью соответствует требованиям сурового климата приамурского региона, географической среды расселения, хозяйственной деятельности этноса и т. д. Она защищает зимой от лютых морозов, а летом предохраняет от дождя и гнуса. Одежда негидальцев относится к восточноазиатскому типу, самому распространенному виду среди тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских народов. Этот тип негидальской одежды подразделяется по половозрастным категориям на – мужскую, женскую и детскую; по назначению – на повседневную и промысловую, праздничную и ритуальную. По типу покроя одежда бывает цельнокроеная, отрезная по талии, туникообразная; по расположению на теле — нательная, верхняя, плечевая, поясная; по запаху — распашная и запашная одежда (с левым запахом).
Праздничная одежда. По праздникам негидальцы – мужчины надевали просторный шелковый халат на соболином или лисьем меху или длинный ровдужный халат без рукавов и без воротника с разрезом посередине на коротких завязках. Особенностью празднично-ритуальных халатов негидальцев была широкая поперечная полоса, соединявшая в талии две его части. Халат был полностью покрыт типичным амурским орнаментом, вышитым разноцветными шелковыми нитками и оленьим волосом, и был практически единственным для всех торжеств.
Празднично-ритуальной обувью негидальцев были ровдужные невысокие сапоги с орнаментированными отворотами, камусные охотничьи башмаки из натуральных кусочков светлого и темного меха. Дополняли праздничный костюм расшитый тканевый нагрудник и металлические предметы в виде браслетов и колец. Праздничную обувь негидальские женщины шили из нерпичьих, сивучьи, мягких оленьих кож и орнаментировали выпуклым узором по треугольной вставке на подъёме. Верхняя часть сапожка украшалась вышивкой из шелковых ниток и подшейного волоса оленя. Особенно привлекательны были ритуальные тапочки с легким ажурным орнаментом. Названий для обуви, в зависимости от покроя, материала, назначения, украшений, было много (тэргэмэ, лобдирма, хэмчира, олот и др.). Обувь с поршневидной головкой изготовляли из кожи рыб или сивуча, голенища кроили отдельно. Внутрь вкладывали стельку из травы. Обувь с подошвой шили из ровдуги или камусов оленей, лосей; она напоминала эвенкийские унты. В начале ХХ в. получили распространение русские мужские рубахи и сапоги.
Повседневная одежда. К наиболее употребляемой в традиционно-бытовой культуре негидальцев относится повседневная одежда. Полный комплект традиционного мужского костюма состоит из верхнего халата « тэтчэннгэ», «тэтчээ», штанов «хэйкии», хэскии, ноговиц «гаин» или «гарун», обуви «опта», рукавиц «кохоло», «коколо». Из ткани на вате и рыбьей кожи шили халаты с разноцветными орнаментами, выполненными красками. Носили нагрудник из заячьего меха (уйпун), фартук (бэлгэпун) поверх охотничьей куртки, шубы из собачьего меха (ненанди), куртки из шкур лося и оленя (конгго), а также шубы (сун), юбки (хоскан) из шкур тюленя или собаки, короткие штаны из ткани или рыбьей кожи (хэйки) и ноговицы. Мужские шапки и рукавицы из меха.
Женская одежда. Женская повседневная одежда по своему внешнему виду не отличалась от мужской, за исключением некоторых ее элементов: на женских халатах отсутствовали боковые разрезы; женщины не носили курток – халатов и халатов с «усеченной» левой полой. Женская одежда во многом напоминала мужскую. Но в то же время, она была длиннее мужской, более нарядной и отличалась яркой расцветкой. Запястья рукавов и нижний край халата украшались вышивкой и металлическими крупными подвесками. Женский нагрудник, состоявший из двух частей – тканевой к ровдужной, обильно расшивался бисером и металлическими бляшками (налбу). Шапки женские были шелковые на меху или на вате.
Детская одежда. Покрой детской одежды был идентичен взрослой, исключение составляли предметы, предназначенные для младенцев. Детская одежда отличалась только размерами и сдержанностью декоративных украшений, либо полным отсутствием таковых, что явилось следствием анимистических представлений не только негидальцев, но и других коренных народов дальневосточного региона в целом.
Промысловый костюм. Независимо от направления хозяйственной деятельности комплект промыслового костюма негидальцев, за исключением отдельных его элементов, практически не отличался от повседневной одежды. Более того, довольно часто одежда повседневной носки использовалась и в качестве промысловой. Однако в промысловой одежде присутствовали дополнительные элементы, которых не имелось в повседневной одежде этноса. К таким элементам относятся различные защитные приспособления, а также специально утеплённая одежда и обувь. Среди специфических функциональных требований к промысловой одежде важное место занимают и её камуфлирующие свойства. Некоторые предметы из промысловой одежды употреблялись и в повседневной жизни. Так, передник из рыбьей или сохатиной кожи охотник мог надевать и в домашних условиях, например, во время заготовки дров, изготовления нитей для плетения сетей и в других случаях. В это же самое время по сравнению с повседневной одеждой к промысловому костюму предъявлялись более высокие требования по степени износа, прочности, надёжности и непромокаемости. Весь комплект охотничьей одежды и необходимые предметы, дополнявшие костюм охотника – куртку, головной убор, ноговицы, обувь, рукавицы и другие важные вещи, необходимые промысловику на период длительного охотничьего сезона, вместе с оружием держали в амбаре, предохраняя от соприкосновения с различными «вредоносными влияниями».
В целом, на основе исследования промыслового костюма негидальцев, как прямого отражения хозяйственно-бытового уклада этноса, можно констатировать, что его традиционная одежда является в большей степени одеждой охотников и рыболовов. Именно охота и рыболовство на протяжении рассматриваемого периода были и до сих пор остаются основой традиционного хозяйственно-бытового уклада. Для одежды негидальцев было характерно отсутствие резкого разграничения различных ее видов по способу применения. Новые халаты служили первоначально праздничной одеждой, а через некоторое время становились повседневными. Шубы из собачьих шкур, хорошо защищавшие от мороза во время подледного лова, надевали также, отправляясь в гости, и на медвежий праздник. Зачастую, как правило, только в зажиточных семьях бытовала специальная праздничная одежда. В основном это были шубы на лисьем, выдровом, рысьем, собольем меху. Праздничная одежда всегда отличалась обилием богатых декоративных элементов. Фрагменты аппликативного орнамента иногда мастерицы перешивали с одного предмета одежды – на другой. Также праздничную одежду старались выделить сопутствующими атрибутами и украшениями, органично ее дополняющими.
Погребальная одежда. Одежда, как феномен культуры, оказывает существенное влияние и на развитие духовности, менталитета негидальского этноса. Если инонациональные влияния в праздничной одежде зачастую случайны и прихотливы, то погребальная одежда, напротив, обнаруживает ряд чрезвычайно устойчивых элементов для всего региона, поскольку отражает схожий комплекс представлений. В украшении предметов ритуального назначения, в отличие от праздничной одежды, ведущим являлся реализм изображения многих зооморфных, геометрических и других элементов композиции. В целом изучение негидальского костюма позволяет сделать вывод, что его формирование на территории Приамурья проходило на протяжении длительного времени в тесном взаимодействии с культурой нанайцев, нивхов, айнов, удэгейцев, орочей, негидальцев, уйльта и других этносов, живущих длительное время на территории Приамурья, Приморья и Сахалина.
Декоративные элементы в традиционной одежде. Связанное с отделкой традиционного костюма, декоративно-прикладное искусство негидальцев выделялось в особую область художественного труда и выполняло функцию своего рода социального маркера, проводившего четкую грань между праздниками и буднями; тем самым разграничивая сакральное время и мировосприятие, а также отражая и поддерживая определённые типы социальных связей. В декоративных элементах также прослеживается этнокультурное влияние соседних народов, которое более сложно и прихотливо, чем влияние, в сфере промыслового костюма, которое, помимо субъективных пристрастий, было обусловлено жёсткими функциональными требованиями. Так, например, несмотря на долгое соседство« с ульчами и нанайцами, негидальцы редко использовали характерный для этих народов – аппликативный узор. Но под влиянием традиций переселенцев, в традиционной одежде негидальцев появляются – новые элементы и направления, имеющие инонациональные истоки. Окончательная отделка халатов — это не только область эстетики, отражающая вкусы местного населения и мастерство женщин, их создававших, но это еще и показатель этнокультурной традиции. В течение длительного времени у негидальцев в национальной традиции преобладало декоративно-орнаментальное начало. Его влияние сказывается вплоть, до настоящего времени.
Этнокультурные контакты негидальцев на примере традиционной одежды. Основные компоненты в одежде народов Нижнего Амура тесно слиты в единый комплекс. Негидальцы имели следующие общие для всех народов Нижнего Амура черты: использование рыбьей кожи, кож и шкур различных видов животных, как крупного зверя, так и мелкого пушного; использование двух видов штанов с ноговицами (женских – с нагрудниками), нагрудников двух типов – амурского (мужского и женского) и тунгусского (только женского), мужских передников (набедренников), мужских промысловых юбок, шуб из собачьего меха (отсутствовали только у удэгейцев), халатов из рыбьих кож, ровдуги, мехов, шкур, глухих мужских капоров, охотничьих головных уборов, свадебных ансамблей, состоявших из двух халатов (верхний – с укороченными рукавами), обуви. Чем более распространён был на Нижнем Амуре тот или иной элемент одежды, тем на более обширные межэтнические связи он указывает.
Соответственно, в целом, внешнее сходство костюма следует понимать не только как продукт заимствований, но и как результат оптимального решения схожих функциональных задач. Наиболее удобная форма национального костюма предопределена условиями его использования и имеющимися материалами, т.е. все этносы региона при создании национального костюма решали очень близкие задачи при помощи одних и тех, же средств. Однако параллели прослеживаются не только в деталях костюма, но и в системе терминов, используемых для кодификации предметов гардероба, а также орудий труда и технологических операций, при помощи которых данные предметы изготовлялись. Чрезвычайная близость терминов объясняется тем, что аборигенные народы Нижнего Амура тесно взаимодействовали, заимствуя друг у друга отдельные понятия для более точной передачи смысловых нюансов.
Наиболее тесные этноязыковые контакты негидальцев прослеживаются с эвенками, принявшими определенное участие в этногенезе негидальцев. Эти контакты отражаются не только в языке, но и в традиционной одежде. У негидальцев и эвенков имелись идентичные безрукавки из шкур с голов лосей, женские нагрудники и обувь тунгусского типа.
Этнокультурные контакты негидальцев на примере традиционных левополых халатов, курток и шуб особо прослеживаются с народами Приамурья, Приморья, Сахалина и других регионов Азии. Важным этногенетическим свидетельством является и то, что у негидальцев на левополых халатах сохранялись детали, характерные для одежды степных кочевников — боковые разрезы. Утратив свою функциональность, эти разрезы сохраняются чаще всего «символически» — в виде орнаментированной полоски; по обеим сторонам изделия.
Анализ отличительных признаков традиционной одежды с учетом различий в покрое нижней одежды, обуви, в оформлении левополых халатов показывает, что традиционный: костюм негидальцев. Органично входит в единый комплекс этнической одежды нижнеамурских аборигенов: нивхов, ульчей, уйльта (ороков), отчасти,- орочей, удэгейцев и по ряду отдельных элементов — нанайцев; Для данного комплекса был характерен особый покрой штанов, ноговицы, с поясками у мужчин и женщин. На подолах левополых халатов либо отсутствовала окаймляющая полоса, либо пришивалась одна: неширокая; полоса однотонной; ткани другого цвета, украшенная рядом металлических подвесок. Была широко распространена разновидность обуви амурского типа. Гораздо меньше общих точек соприкосновения мы находим с элементами одежды нанайцев и удэгейцев. Негидальская верхняя одежда отличается покроем штанов, обуви, отсутствием – широких отделочных полос на поле халата, более крупными металлическими подвесками.
В то же время покрой шуб из оленьей шкуры объединяет негидальцев с эвенками, ороками, верховскими нанайцами, орочами. Сравнивая нательную поясную одежду негидальцев с аналогичной одеждой других народов, заметно, что короткие штаны с ноговицами носили представители определенного региона. Распространение подобной одежды прослеживается у эвенкийского этноса, на территории Сибири, а также восточной Монголии и южного Прибайкалья, вплоть до океанского побережья.
Таким образом, на конструктивных особенностях традиционного костюма; негидальцев проявились явные этнокультурные параллели с соседними народами. Ведь традиционный костюм — это феномен, лежащий на стыке материальной и духовной культуры. С одной стороны — он создаётся на конкретной материальной базе и служит для обеспечения жизнедеятельности этноса. С другой же, как было показано в третьей главе, традиционный костюм используется для кодификации определённых идей и представлений, для выражения эстетических ценностей этноса.
При изучении традиционной одежды негидальцев важно учитывать, что изготовление национального костюма происходило полностью в домашних условиях, от самого начального этапа и до последнего стежка. В более позднее время это использование отдельных привозных материалов (хлопчатобумажной ткани, шелка и т. п.). Данная отрасль домашнего производства имела серьёзное значение для жизнеобеспечения негидальского этноса. Развитие хозяйственной деятельности негидальцев, связанное с собирательством, рыболовным; охотничьим промыслами и отчасти содержанием оленей, обусловливает наличие не только необходимых орудий труда, но и определенной одежды, обуви, головных уборов и многих других приспособлений, обеспечивающих удачные промыслы в традиционно-бытовой культуре охотников, рыболовов, собирателей и оленеводов.