Традиционные виды деятельности негидальцев

Освоение предками негидальцев бассейна реки Амгунь проходило в процессе перехода от кочевья на оленях (верховские негидальцы) к оседлости, с постепенным заселением долины реки и ее притоков, берегов озер. Негидальцы в прошлом объединялись в родовые группы. Каждый род имел родовые урочища – это места ловли рыбы и охоты. Родовые границы или урочища определялись строгой закрепленностью за каждым родом.

Основными занятиями негидальцев была охота, рыболовство. Охота на пушного зверя: соболей, лисиц, зайцев, белок, выдр и т.д. Охота на соболя, как и в прошлом, является наиболее приоритетной. Отличительной чертой негидальской охоты на пушного зверя были дальние промысловые походы. Охотник уходил на выбранное заранее место отлова соболя и два – три месяца проводил в тайге. На пушного зверя охотились верхом на оленях, в низовьях Амгуни – пешком с ручной нартой или на лыжах. Лыжи были двух типов – голицы или камусные «сохсила». В поисках соболя охотники выходили к амурскому лиману, на Сахалин, в бассейн Горина и Хунгари. XVII – XVIII вв. китайские сборщики приезжали за пушниной в негидальские стойбища, маньчжурсукие купцы также были частыми гостями этих мест. Добыча дикого оленя и лося имела потребительский характер. Способы охоты не отличались от эвенкийских. Важную роль в жизнеобеспечении негидальцев играла охота на птиц. В больших количествах добывали глухарей, рябчиков, куропаток. За дичью нередко снаряжались экспедиции и на побережье Охотского море, где гнездятся большие колонии гусей и уток.

Негидальская женщина за выделкой бересты.

У верховских негидальцев охота дополнялась оленеводством, преимущественно транспортного типа. Оленей у них было не много. Ездили верхом на оленьих седлах «нэмэ», оленей запрягали и в нарту эвенкийского типа. Негидальцы в низовьях Амгуни держали ездовых собак, которых запрягали в специальную ездовую нарту. На собаках передвигались в основном по замершим рекам. В начале ХХ в. получил распространение зимний извоз на собаках. Транспортное оленеводство не получило распространение.

У негидальцев, обосновавшихся в Амурском лимане и на Охотском побережье, получил распространение морской зверобойный промысел. На промысел нерпы отправлялись небольшими артелями в дощатых плоскодонных лодках « огда». Добывали ее с помощью железного гарпуна. Продукция зверобойного промысла использовалась при изготовлении одежды и обуви, нерпичье мясо и жир употребляли в пищу.

Рыбный промысел в водах Амгуни являлся определяющим в их хозяйственной деятельности, как и охота. Главными объектами рыбного промысла были проходные лососи: горбуша, летняя и осенняя кета. Из местной рыбы важную роль играли осетр, сазан, амур, толстолобик. ИХ начинали добывать уже в апреле. Орудия рыбного промысла – заездки (при добыче лосося), небольшие невода, сети, крючковые снасти. Сети делали из волокон крапивы и дикой конопли, окрашивали их лиственничной корой. Также использовался трезубый гарпун, предназначенный для ленка или сазана, однозубый – для крупной кеты, рыбачили с оморочек. Каждая семья делала для себя большие запасы лосося на зиму. Пойманную рыбу сушили, вялили, коптили и засаливали. Также была и зимняя рыбалка с удочками. Основным средством передвижения по реке была оморочка «омо чин» и долбленка «огдама». Изготавливалась она из коры березы. Один продольный шов и три поперечных челнока стягивались оленьими жилами. Концы оморочки связывались тонкими березовыми ветвями. Управлялась оморочка длинным двухсторонним веслом. Использовали кожу разных пород для приготовления одежды и обуви.

Берестяной балаган. Негидальцы. Уссурийский край, Хабаровский уезд1920-е гг. Из архива Н.А. Липской МАЭ И -1548 -57

В хозяйственно – бытовом укладе жизни негидальцев, как и других коренных малочисленных народов Приамурья, прослеживалось четкое разграничение мужских и женских обязанностей, впоследствии нашедшее отражение в появлении мужского и женского искусства. Мужчины занимались охотой, рыболовством. Женщины занимались изготовлением одежды, заготовкой дикоросов, приготовлением пищи и др. Старшее поколение принимало участие в воспитании подрастающего поколения. Рассказывая сказки, легенды, старики знакомили детей с историей своего народа, окружающим миром, таким образом, передавались народные знания из поколения в поколение.

У негидальцев известны четыре типа жилых каркасных построек: конические, двухскатные, в форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зимним жилищем в низовьях Амгуни служил каркасный однокамерный четырехугольный дом «хагду». Помещение отапливалось двумя – тремя очагами, дымоходы от которых проходили под широкими глинобитными нарами, на которых спали члены семьи. Верховские негидальцы жили в двускатных или пирамидальных домам из плах, засыпанных землей, в небольших полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгусского типа. Отапливались помещения костром. С приходом весны негидальские семьи перебирались на жительство в летние селения на притоках, озерах, малых речках. Там жили малыми семьями в «дюкча» – каркасных постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой корой, иногда сеном. Дом имел две двери, внутри на уровне потолка устраивался решетчатый помост для копчения рыбы.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.