В общественных отношениях Ханты до середины ХХ в. было немало пережитков первобытнообщинных отношений, например, дуальное деление на фратрии Пор и Мось, которое особенно четко проявлялось у северных Хантов. До середины XIX в. Ханты жили большими патрилинейными семьями. Были распространены левират, двоеженство (особенно у оленеводов). В процессе миграций и развития общества кровнородственные связи сменялись соседскими. В конце XIX – нач. ХХ в. генеалогические группы трансформировались в территориально-соседские общины, в которых еще сохранялись кровнородственные связи.
Ханты и манси делились в прошлом на ряд племен. Каждому племени соответствовал особый диалект. Так, у манси различались племенаː верхней Лозвы, нижней Лозвы, верхней Конды, средней Конды. Нижнее течение Конды было заселено хантами, составлявшими единое племя с хантами среднего течения Иртыша. Племенную общность образовывали ханты и отчасти манси средней Оби (Микояновского района) и казымские ханты. На Сосве были три племениː верхней Сосвы, нижней Сосвы и Ляпина; известны и другие племена. У каждого племени был свой определенный центр и были свои военные вожди. Для ляпинских манси, например, таким центром было с. Лопынг-ус, или Лопынг-вож. В этом селении периодически устраивались общие племенные празднества с военными плясками. К месту, где происходили пляски, вели две дорогиː каждая фратрия этого племени приходила сюда своей дорогой. На Конде таким центром было с. Нахрачи, на Оби – Белогорье, Кондинск, Самарово, Сургут, Березов (Сугмытвож), на Казыме – Юильский городок и т.д. В периоды военной опасности отдельные племена заключали между собой союзы для объединенных действий против общего врага.
Все обские угры (ханты и манси) независимо от племенной принадлежности делились на две фратрии, из которых одна именовалаcь “мош” (манс.), “моньть” (хант.), а другая “пор”. В прошлом фратрии были строго экзогамны, поскольку считалось, что в пределах одной фратрии все являются кровными родственниками – “братьями” и “сестрами”. Позднее во многих местах фратриальная экзогамия уступила место родовой.
Каждая фратрия состояла из родов. В недавнем прошлом количество этих родов была весьма значительно, но в древности их было, видимо, меньше. Анализируя имена родовых предков, можно выделить роды более древние или более поздние.
Роды назывались по имени тотемного предка (наиболее древняя из всех встречающихся категорий родовых наименований) или по имени предка-богатыря. Нередко род имел два-три имени, отражавшие различные эпохи его истории. Род имел общий для всех его членов знак – тамгу, употреблявшийся как знак родовой собственности, а позднее как подпись в русских документах. Семейные, а затем личные знаки являлись вариациями родовой тамги. В прошлом каждый род располагал определенным фондом имен, что было связано с представлением о переселении души умершего предка в родившегося в том же роде ребенка.
У каждого рода существовал культ предка. На священном родовом месте, где обитал дух-предок и имелось его изображение, находилась обычно и родовая сокровищница.
В XVIII веке сохранялся институт кровной мести. У каждого рода было свое кладбище, где хоронили только сородичей. Как в роде, так и в племени имелись лица, наделенные властью, вожди (хант. урт̠) с функциями главным образом военного порядка. Руководство хозяйственной деятельностью, судя по фольклору, часто, если не всегда, лежало на женщинах.
Крупные оленеводы ханты эксплуатировали бедноту, работающую у них при стадах в качестве пастухов, и тех представителей бедноты, которых они на кабальных условиях снабжали транспортными оленями. Бедняки ханты, совсем или почти не имевшие своих средств производства, вынуждены были работать как у своих богатых соплеменников, в частности у владельцев неводов, так и у русских купцов и кулаков.
Социальный строй обских угров на рубеже XIX-XXвв. сохранял традиции отцовского рода. Хотя некоторые пережитки матриархальных форм и существовали, но в общем положение женщины у хантов до революции было приниженным. Для брака согласие девушки не спрашивали. После выбора невесты родители жениха засылали сватов или жених ехал сам в сопровождении своих товарищей к родителям невесты. Сват или товарищ жениха вел с родителями невесты переговоры о размере калыма – выкупа за невесту. Размера калыма были высокими. Уплачивался калым живыми оленями, одеждой, хозяйственной утварью. В переговорах значительную роль играла мать невесты.