Исследователи об энцах

ЭНЦЫ, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) а.о. Красноярского края. Живут в основном в Усть-Енисейском район (Потаповский и Воронцовский сельсоветы) и на территории Дудинского горсовета.

По переписи 1989, энцев насчитывалось 209 чел., часть записана ненцами и нганасанами. По данным переписи населения 2002 – 327 чел., 2010 – 227 чел.

Этноним «энцы» принят в 1930-е гг., от эннэчэ (человек). Ранее энцев называли енисейскими, хантайскими (тундровые энцы) и карасинскими (лесные энцы) самоедами – по названию становищ, куда они вносили ясак.

Энецкий язык относится к самодийской ветви уральской семьи языков, делится на 2 диалекта – тундровый, или хантайский (маду-база), и лесной, или карасинский (бай-база). Русским языком свободно владеют 75% энцев, считают родным – 38%, также энцы свободно употребляют ненецкий язык.

По антропологическому облику энцы относятся к уральской группе антропологических типов.

Этнической прародиной самодийцев на территории Сибири предположительно был регион кулайской культуры, существовавшей на Средней Оби в V в. до н.э. – V в. н.э. Этим объясняются сходные этнонимы в родовых названий энцев и южных самодийцев – селькупов, камасинцев, карагасов и др., напр., Бай и Муггади у энцев и Бойгадо и Бёгёдйи – у койбалов, Бегешэ – у камасинцев, Богоше – у карагасов; Маду у энцев и Мату (Маторы, Маады) – названине одного из родов тувинцев; Сойта – род тундровых энцев и Сойоты, ненецкий род энецкого происхождения Чор и Шор у шорцев и др.

Вытесненные в северную тундру, самодийские предки энцев столкнулись там с местными жителями – охотниками на дикого северного оленя. Образ такого охотника, Моррэдэ, встречается в энецком фольклоре. Анализ родового состава тундровых энцев позволяет предполагать, что отдельные его компоненты связаны по происхождению с аборигенным, досамодийским населением Енисейского Севера. Пришедшие с юга самодийцы, более многочисленные и с более развитой культурой, в относительно короткий срок полностью ассимилировали аборигенов.

Впервые энцы упоминаются в новгородском источнике кон. XV в. под назв. «молгонзеи», от монкаси-я – земля рода Монкаси (или Муггади); отсюда название русского острога Мангазея, основанного в 1601. В XVII в. энцы входили в состав ясачного населения Мангазейского улуса. По ясачным документам выделяются 2 основные группы энцев: тундровые энцымаду, сомату, ненец. манто (роды Малк-маду, Сазо, Солда и др.), кочевавшие между нижним и частично средним Тазом и нижним Енисеем и Енисейской губой; лесные энцы, или пэ-бай, бай (роды Ючи, Бай и Муггади), кочевавшие в верхнем и среднем течении Таза, в междуречье Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейне Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски. По переписи 1681, тундровые энцы насчитывали 456 чел., лесные – 436 чел. В нач. XVII в. тундровые энцы вносили ясак в Мангазею, а позднее – в зимовье Леденчен Шар на р. Таз. Лесные энцы платили ясак в Туруханском зимовье на Енисее и Верхнетурском зимовье на р. Таз.

В XVII–XVIII вв. тундровые энцы вносили ясак в Хантайском зимовье (хантайские самоеды), а после его ликвидации – в зимовьях Малое Дудино, Авамское и Заостровское на Енисее; лесные энцы – в зимовьях Карасинское (карасинские самоеды) и Туруханское (подгородные самоеды) на Енисее и Тазовское на р. Таз (тазовские самоеды).

Со 2-й пол. XVII в. под давлением ненцев с запада, селькупов, кетов и эвенков с юга энцы утрачивают свои территории в бассейне Таза и Турухана и отступают на северо-восток на правобережье Енисея. Разрушение системы родового землепользования привело к распаду первоначальных родов на большесемейные и клановые группы. Часть энцев вошла в состав ненцев и селькупов.

Согласно положению, разработанному Енисейским губ. управлением, в Туруханском отделении было образовано 10 самодийских «родовых» управ, из к-рых 2 – Хантайскую и Карасинскую – составляли энцы.

Хантайские (тундровые) энцы, 239 чел. в 1827, были приписаны к 3 хлебозапасным магазинам в зимовьях Дудинском, Ханском и Толстоносовском на Енисее. Летом кочевали в бассейне р. Гольчиха на правобережье Енисейской губы и в бассейне р. Пур, с начала зимы двигались на юг в лесотундру, пересекая по льду Енисей поблизости от зимовья Лузино.

Лесные энцы (258 чел.) были приписаны к Карасинскому, Плахинскому, Лузинскому и Толстоносовскому хлебозапасным магазинам. Начиная с 30–40-х гг. XIX в. многооленные семьи карасинских самоедов летом кочевали на правобережье Енисея, в районе Гольчихи, т.е. на территории хантайских самоедов. Малооленные семьи карасинских самоедов на протяжении всего года кочевали в лесотундре между р. Дудинкой на севере и станком Плахино на юге. Зимой 1849/50 произошло последнее столкновение между энцами и ненцами на оз. Туручедо, завершившееся победой энцев. Была окончательно проведена граница между этими народами по Енисею. С тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться самоедской, т.е. энецкой, а левая (низменная) – юрацкой, т.е. ненецкой.

По Всерос. переписи 1897, в Хантайской самоедской управе насчитывалось 205 чел., в составе Карасинского адм. рода – 272 чел.

Со 2-й пол. XIX в. основной производственно-территориальной единицей становится соседская община, нередко включающая представителей разных этнотерриториальных групп. На правобережье Енисейской губы в общину вошли семьи тундровых и лесных энецких родов, а также ненец., долган. и нганасан. семьи; лесотундровую соседскую общину образовали малооленные энецкие семьи из Карасинской вол., а также ненец. семьи, приписанные к Тазовскому адм. роду. По переписи 1926, в составе правобережной соседской общины насчитывалось 178 энцев бывшей Хантайской управы и 130 Э. Карасинской управы; в составе лесотундровой соседской общины – 120 Э. Карасинской управы и 3 чел. из бывшей Хантайской управы. Общ. числ. Э. составляла 482 чел. В 1920–1930-е гг. многочисленные элементы энецкой материальной культуры были полностью вытеснены ненецкой.

Источник: Северная энциклопедия. – М.:Европейские издания,
2004. Составитель: Е.Р. Акбальян

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх