СВАДЬБА ВЕПСОВ

СВАДЬБА ЗАНИМАЛА ОСОБОЕ МЕСТО В ОБРЯДОВОЙ ЖИЗНИ ВЕПСОВ. ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК БЫЛО НЕ ТОЛЬКО ТОРЖЕСТВЕННЫМ СОБЫТИЕМ В ЖИЗНИ МОЛОДЫХ И ИХ РОДСТВЕННИКОВ, НО И ПРАЗДНИКОМ ВСЕЙ ДЕРЕВНИ, А ИНОГДА И ЦЕЛОЙ ОКРУГИ.

Только после женитьбы крестьянин обретал устойчивое положение в семье, общине, получал право на свое хозяйство, дом. Мужчины, не вступившие в брак, осуждались односельчанами. Несмотря на то, что на подготовку и проведение свадьбы требовались значительные материальные затраты, крестьяне считали делом чести каждой семьи “сыграть свадьбу” с соблюдением всех обычаев и обрядов.

В старые времена женились и выходили замуж рано, в 16-17 лет. Объяснялось это стремлением путем вступления в брак повысить свой социальный уровень, или улучшить материальное положение. Девушки, выросшие в бедных семьях, старались выйти замуж в наиболее зажиточные дома — это было почетно. Засиживаться в старых девах считалось позором.

К началу XX века представления о брачном возрасте несколько изменились. Молодых людей стали считать “парнями” с 18 лет; а девушки начинали “девчиться” с 16 лет. Парни, в основном женились в возрасте 20-25 лет; невесту подбирали младше себя по возрасту.

Вступали в брак большей частью по указанию и воле родителей. Отец говорил дочерям: “Замуж не торопитесь, замужем — не в раю, но и не тяните. Дорого яичко к Христову дню. Мужа выбирайте работящего. Хорошо, чтобы и не дурак был. Ну, а на красу не глядите, не с лица воду пить”. Парень или его родители старались найти невесту в своей или соседней деревне. В народе говорили: “Хороший человек — женится по соседству, а плохой — за горами”. Обычно свадьбы начинали справлять после окончания полевых работ, а завершался свадебный период к масленице.

Подготовка к свадьбе и сватовство

Подготовка к свадьбе начиналась со сватовства. Во главе сватов чаще всего ставился крестный отец жениха или его старший дядя; сватать мог ехать и отец жениха, либо старший брат парня, а также и сам жених. Для сватовства выбирали день праздничный или воскресный — когда вся семья девушки дома. Широкое распространение имел обычай сватать вечером или даже ночью. После сватовства следовало “рукобитие”. Оно проходило в доме невесты. Здесь окончательно оговаривалась дата свадьбы, определялось количество гостей со стороны молодого и проходил праздничный обед. На рукобитие жених приезжал с отцом. С собой они привозили водку и различные угощения для родственников и подруг девушки. По окончании обеда отцы надевали кожаные рукавицы и “били по рукам” в знак заключения союза.

Девичник

Накануне венчания в доме невесты справляли девичник, на который приглашались ее родственники и подруги. Иногда собирались и все односельчане. Перед девичником невесте полагалось вымыться в бане. Этот обряд сопровождался причитаниями подруг и благословлением родителей. Путь до бани сопровождался песнями девушек: “Трубушка трубит по заре, девушка плачет по себе, коса моя, коса русая, век мне косынька тебя не плести, век мне алой ленты в косу не вязать…”. В конце девичника, после исполнения невестой всех полагавшихся причитаний (перед матерью, перед братом и крестной) подруги заплетали ей косу и прикрепляли к волосам (либо надевали на голову) свадебный головной убор “красоту” и водили по избе под песни подруг. Завершал девичник свадебный стол.

Прощание жениха с холостяцкой жизнью

Пока в доме невесты оплакивали девушку, у жениха шла настоящая “гулянка”. Пили вино, играли на гармони, пели песни, плясали — жених прощался с молодецким разгулом. Вечером в сопровождении старшего дружки он шел в баню. По возвращении, жених садился в центре стола и пир продолжался. После ужина молодежь шла гулять на улицу. Летом толпой ходили по деревне, пели песни, а зимой с песнями ездили от деревни к деревне на санях. На коня обязательно надевали бубенцы. Первым с гуляния возвращался жених, так как на следующий день проходило венчание.

В свадебное утро жених наряжался в лучшую одежду и отправлялся в церковь помолиться, а затем посещал могилы родственников (просил благословения) и возвращался домой на обед. После обеда родители жениха с хлебом и иконой благословляли сына. Ко времени окончания обеда во дворе уже стояли запряженные лошади; в них усаживался жених и все поезжане, и свадебный поезд ехал к дому девушки.

Там происходил выкуп невесты и угощение гостей. Пока гости ели и пили, невеста причитала. После обеда родители благословляли невесту; вожатая и брат уводили ее наряжаться к венцу (лучший наряд снимали, надевали одежду попроще). Голову невесты покрывали скатертью, а затем большим платком; по шее его подвязывали носовым или головным платком, иногда лентой. После этого начиналась “передача” невесты жениху. Молодые выслуживали последнее благословение родителей. Затем все присутствующие на свадьбе шли во двор под песни подруг невесты. Дорогу перед женихом и невестой подметали, чтобы они не наступили на “наговоренную вещь”, подложенную недоброжелателем.

Венчание

Венчались молодые в церкви. Дружка первым подходил к паперти и очерчивал полукруг кнутом, а затем затыкал его за пояс. В церкви и жених, и невеста старались первыми наступить на подстилку, расстеленную перед аналоем, “чтобы быть главным в доме”. Если первым на холст наступал жених, то невеста во время венчания приподнималась на носки, чтобы быть в новой семье по положению не ниже мужа. Когда на жениха с невестой надевали венцы, молодые старались пошевелить каждым суставом, полагая, что эти действия обеспечат новой семье здоровье и благополучие. Если невеста не хотела иметь много детей в браке, то ей следовало во время венчания (когда священник обводил молодых вокруг аналоя) произнести следующие слова: “Господи, не обмножь ты меня детушками!”.

Свадебный поезд

После венчания в церкви, новобрачные посещали могилы родственников, где и происходила первая трапеза: все гости выпивали по рюмке водки и закусывали рыбным пирогом. Затем поезжане отправлялись в деревню, где жил молодой. Причем старались ехать не напрямик, а дальним путем, через соседние деревни. Впереди свадебного поезда пускали бочку с горящей смолой; ее катили до самого дома — огонь “очищал” дорогу. При приближении свадебного поезда к дому молодого, соседи начинали стрелять из ружей и жечь костры, используя для этой цели старую утварь из бересты. Иногда при въезде в деревню крестьяне строили “ворота” из разного хлама и требовали выкуп.

Обряды в доме жениха

К ДОМУ ЖЕНИХ НЕС НЕВЕСТУ НА РУКАХ. НА СТУПЕНЬКАХ КРЫЛЬЦА ИХ ВСТРЕЧАЛИ СВЕКОР И СВЕКРОВЬ В ШУБАХ, ВЫВЕРНУТЫХ МЕХОМ НАРУЖУ. Мать жениха держала в руках “кокач” — высокий пирог из ржаной муки и молоко. В руках у отца было сито до краев наполненное житом (ржаным зерном), икона, а также хлеб, которым благословляли сына утром. Молодым давали откусить пирога и запить молоком, за что они благодарили тремя земными поклонами. После этого отец посыпал их зерном. В дом жених с невестой шли по подметенной дорожке, на их головы бросали куриный пух, чтобы жили они между собой дружно, в согласии, детей рожали; ячмень и перья, чтобы богаче и легче жилось. Завершался этот день свадьбы ужином и свадебной постелью.

На следующий день для новобрачных устраивали баню, а после нее проводили испытания молодых — заставляли носить воду с реки или озера, которую гости и соседи старались вылить по дороге. Принесенная в дом вода использовалась для различных обрядов, исполняемых для того, чтобы домовой принял в дом нового члена семьи. После обеда в избу приносили свадебные дары невесты. В завершении свадебного действия мать жениха резала на маленькие кусочки “благословленный” хлеб и раздавала его всем присутствующим. Эти кусочки ценились и хранились как оберег. Крестьяне считали, что они помогали от “сглаза” и от “родимчика”. После того, как все гости расходились по домам, новобрачные вместе с родителями молодого отправлялись в гости на ужин к родителям молодой. Через трое суток после свадьбы в дом к мужу привозили приданое невесты. В его состав обязательно входили постельные принадлежности, ткани, одежда, а также вещи, необходимые в хозяйстве: ткацкий стан, прялка, косарь, серп, коса, грабли, две ложки. Состоятельные крестьяне отдавали в приданое корову, овец и прочую домашнюю живность. Все эти вещи и скот составляли материальную базу молодой семьи.

материал подготовлен Королькова Людмила Валентиновна

http://ethnomuseum.ru/svadba-u-vepsov

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх