лого цифровизация 5

арктический многоязычный портал

Форма социальной организации вепсов

Документы времен включения вепских земель в состав русских княжеств упоминают у Вепсов племена и общины, от имени которых монастырям продавались пашенные и сенокосные угодья, неосвоенные участки земли. Границы общин совпадали с более поздними границами погостов. Первые достоверные сведения о вепских общинах приведены в посыльной грамоте Ивана IV, где сообщается о таковых в Оште, Лавде, Шимозере. Соседская сельская община вепсов obssestv – общество, мир – формировалась в ХV–ХVI вв. под явным воздействием русской общины. Она сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. В ее владении находились коллективные пастбищные, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных сельско-хозяйственных, строительных, ремонтных работ, наймом на работу и т.п. Русская администрация использовала юридическую роль общины, придав ей общие для всего Северо-Запада черты: община избирала на сходе (suim) старост, сборщиков казенных налогов – «целовальников» («Наказ» 1612), «судеек», мирских дьячков и приходских священников; она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, праздник, кладбище. Община определяла повседневное и обрядно-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение (круг брачных связей, семейные, календарные и общинные праздники, обычай круговой поруки и т.п.).

Предполагается, что у летописной веси преобладала патриархальная парная семья – kanz. К конце ХIХ в. малая семья стала господствующей. Процесс распада больших семей происходил неравномерно у разных групп Вепсов; архаичные черты семейных отношений дольше сохранялись у южных Вепсов. Главой большой семьи был старейший мужчина – дед или отец – хозяин (izand). Хозяин имел очень высокий статус, именно он руководил всей хозяйственной и общественной жизнью семьи. Хозяйка (emag – большуха) отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным, а в ХIХ в. массовое отходничество мужчин, когда все сельские работы брали на себя женщины, делало их полновластными главами семей. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла рассчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака (koda vavu – домашний зять) было вольнозависимым. Примак-вдовец имел право на возвращение своего приноса и пожилое. Наряду с договорным браком, аналогичным русским бракам по сватовству, еще и в начале ХХ в. существовали архаичные формы самовольных браков молодых уводом.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх
Прокрутить наверх