У кольских Саамов отсутствовали жестко структурированные экзогамные унилинейные образования. Основной ячейкой социальной структуры была соседская община (сыййт), населявшая погост и имевшая общие промысловые угодья (семужьи тони, охотничьи территории, оленьи пастбища, береговые территории).
Общинников связывали различные формы кооперации и взаимопомощи, общий культ и праздники. Размеры общины колебались от 60–70 до 200–250 чел. В конце XIX – нач. ХХ в. у кольских Саамов были распространены как малые, так и расширенные отцовские (3-поколенные) семьи, но преобладали 2-поколенные, или братские (шурр пирас). Расширенные семьи характерны для Саамов центральных и западных районов Кольского полуострова. Среди них известны семьи числ. до 20 чел. (Коньковы в Масельге, Осиповы в Нотозере, Юрьевы в Ловозере, др.).
Разделы более характерны для братской семьи, чем для отцовской. Неразделенная семья представляла собой единый хозяйственный и промысловый коллектив, в общем владении находились промысловые угодья, жилища, лодки, невод. У взрослых членов семьи было и личное имущество, главная ценность которого составляли олени. Одним из традиционных путей формирования личного имущества служили дарения, приуроченные к наиболее важным моментам жизни. Понятие личного имущества также связывалось с предметами, созданными индивидуальным трудом. Для обозначения прав собственности широко использовались клейма – тамги (тиhт), у отдельных семей передававшиеся в поколениях.
Брак был моногамным. Запрещались браки между родственниками до четвертого колена по обеим линиям. Решающую роль в выборе жениха и невесты играли родители. Существовал обычай их сговора с момента рождения детей. В XIX в. наиболее активный брачный возраст для девушек – 17–20 лет, для юношей – 21–25 лет. В запрете юношам вступать в брак до тех пор, пока они не добудут первого оленя, очевидно, выражались пережитки института инициации. После того как невеста была выбрана, родители жениха собирали родственников и объявляли о принятом решении. В течение всего периода сватовства, длившегося порой более года (чем долее не отдают, тем важнее невеста), проверялась готовность жениха к самостоятельной жизни, оценивалось его умение управлять оленями, метко стрелять, обеспечивать семью средствами к существованию. За невесту платили брачный выкуп, состоявший из оленей и шкур пушных зверей. Если родня жениха испытывала затруднения с уплатой выкупа, она в течение, как правило, года могла отработать за невесту. В приданое невесты входили олени, постель из оленьих шкур, меховая одежда, утварь.
Свадьбы игрались зимой и становились одним из самых торжественных событий в жизни погоста. Свадебный стол устраивался отдельно родней жениха и родней невесты. К нему собирались все жители и одаривали молодых «оленями» – слепленными из хлеба рожками, которые клали в ряд. Брак был в основном патрилокальный, но в течение первого года молодые жили у родителей невесты. В XIX – нач. ХХ в. у кольских Саамов существовали 4 эндогамных брачных ареала (Терский, Кильдинско-Ловозерский, Печенгско-Сонгельский и Бабинско-Нотозерский). Широко практиковались отношения искусственного родства: побратимство, институт крестных, др.