лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

хозяйство и быт вепсов

Праздничные сани

  В период раннего феодализма культура веси представляла собой одну из земледельческих культур лесной зоны Европейского Севера. Типологическое сходство обнаруживают срубная конструкция жилищ, временных лесных охотничьих и хозяйственных построек для сушки снопов (риги), косые изгороди, беспорядочная планировка деревень,типы коловых сох, кос-горбуш, рыболовных орудий, туникообразный крой плечевой одежды, орнаментальные сюжеты и мотивы.

  Местные природные условия этого края благоприятны для развития лесозаготовительной промышленности, но позволяют также вести и сельское хозяйство.

  В прошлом основным занятием вепсов было земледелие, однако оно было экстенсивным и отсталым. Характерно, что наряду с пашенным земледелием (двухполье, позднее трехполье) до конца 20-х годов XX в. сохранялись подсеки (пал). Своего хлеба на весь год вепсам, как правило, не хватало. После коллективизации открылась реальная возможность внедрения многопольных севооборотов, машинной обработки полей и уборки урожая. К традиционным культурам — ячменю, овсу, ржи, репе, льну — прибавилось много новых; большие площади отводятся под картофель, горох, а также кормовые — турнепс, свеклу; внедряется выращивание кукурузы на силос. На смену примитивным коловым сохам (адр), боронам-суковаткам (ягез)г цепам (чеп) пришли современные сельскохозяйственные машины.

Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства в местных условиях является животноводство молочно-мясного направления. Вепсы издавна разводят коров, овец, а из домашней птицы —кур. Молочный скот вепсов прежде был мелкий и малопродуктивный. Сейчас ведется большая работа по улучшению породности скота (в частности, путем приобретения колхозами коров холмогорской породы) и повышению его продуктивности. Входит в быт электродойка. За последние тридцать лет у вепсов появились козы и свиньи, которых прежде почти не разводили.

Важную роль в хозяйстве вепсов со второй половины XIX в. стали играть лесозаготовки, дававшие местным крестьянам дополнительный заработок, необходимый для покупки хлеба и уплаты податей. Основными орудиями труда при этом были топор (кирвез) и пила, которая стала широко использоваться лишь в начале XX в. Лесорубы жили в лесу неделями, ночуя в примитивных избушках (мапертъ, мецпертъ), которые рубили из дровяного леса. Посередине избушки устраивали открытый очаг, по стенам — нары, в крыше — вытяжное отверстие. Рядом с избушкой строили навес для лошадей.

  Весной вепсы работали на сплаве. Сопровождая лес, плывший россыпью (молевой сплав), сплавщикам приходилось постоянно ликвидировать заломы, действуя багром, переправляться с одного берега реки на другой, стоя на бревне, часто не спать по трое-четверо суток.

  Организация труда на лесозаготовках и на сплаве была различной. Сплавщики объединялись в артели, избиравшие старосту и кашевара, а лесорубы работали обычно посемейно: от каждой семьи на заработки отправлялось два или чаще три человека, из которых двое занимались валкой, а один вывозкой леса. В одной лесной избушке могло помещаться до четырех таких «семейных коопераций».

  В настоящее время лесозаготовки превратились в механизированную отрасль промышленности с постоянным составом рабочих, среди которых много вепсов. Здесь применяются бензино-моторные пилы, трелевочные тракторы, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы.

  Промышленная разработка строительного камня (диабаза в Рыбреке и гранитопесчаника в Шокше) началась в 1924 г. Добываемый вепсами строительный и декоративный камень известен далеко за пределами края: Красная площадь в Москве вымощена рыбрекским диабазом, а шокшинский порфир (гранитопесчаник) использован при облицовке Мавзолея В. И. Ленина.

  Такие виды промыслов, как рыболовство, охота, собирание грибов и ягод, по сравнению с прошлым играют теперь значительно меньшую роль.

  Охотники-любители теперь почти не применяют капканов, не говоря уже о ловушках старого типа (с самострелом, давящим бревном и т. п.). Охотятся в основном с ружьем и собакой, главным образом зимой, отправляясь в лес на лыжах. До сравнительно недавнего времени непременной принадлежностью охотника, отправляющегося в лес, была особого рода палка около полутора метров длиною, один конец которой представлял собою изогнутую лопату, а другой был обработан таким образом, что, будучи воткнут в снег, оставлял отпечаток, напоминающий след какого-либо животного. Такой палкой пользовались при постановке капканов.

  Собиранием грибов и ягод продолжают заниматься повсеместно, частью заготавливая их впрок для собственного потребления, частью сдавая на кооперативные заготовительные пункты.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх