лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Традиционное хозяйство кетов

Хозяйство кетов комплексное

Кетский народный календарь отразил главные занятия годового цикла: охоту на лося и линяющую водоплавающую дичь, массовый лов рыбы.

Кетские лук и стрелы для охоты на зверей и птиц славились на енисейском Севере и были предметом обмена. Силки и ловчие ямы служили для добычи крупных животных и боровой птицы. Ставные сети (закрепленные в реке, в отличие от плавных, с которыми передвигаются в лодке по реке) и котцы (загородки с плетеной ловушкой) применяли в рыболовстве и при охоте на линяющую дичь.

Сеть-обмет — на соболя, черкан (ловушка ущемляющего типа, похожая на настороженный лук) и пасть — на других пушных зверей. Для дальних переездов в некоторых хозяйствах использовали оленей. Однако значительная часть кетов, а подкаменнотунгусская группа целиком всегда были безоленными.

Сезонная перекочевка с мест летнего лова рыбы осуществлялась на больших крытых (с каютами) дощатых лодках-илимках в начале месяца «замерзания земли» (октябрь). До образования толстого слоя льда ловили рыбу небольшими котцами.

Мужчины по мелкому снегу уходили с одной-двумя ночевками на охоту (в календаре это время примерно совпадает с ноябрем и именуется «малой ходьбой»). Охоту прекращали с наступлением периода «коротких дней» — самого темного и холодного времени (декабрь, январь). В следующем месяце («длинных дней») мужчины отправлялись на «большую ходьбу» — охоту на отдаленных угодьях. Их могли сопровождать жены; дети и старики оставались на стойбище.

На расстоянии дневного перехода ставили чумы и жили три-четыре дня, чтобы охотники успели освоить окрестные угодья, а женщины — перетащить груз с предыдущей стоянки. Для ночевок на зимней охоте вырывали в снегу яму и устраивали из веток и тисок (сшитых берестяных полотнищ) заслон от ветра. В феврале месяце «сохатого» — промышляли копытных. С его завершением семья проходила большую часть зимнего пути и устраивала стоянку в месяц «орла» (в это время орлы возвращались на места гнездования). Охотники в поисках копытных и пушных зверей уходили на «маленькую ходьбу», как осенью. Женщины и старики проверяли расставленные ловушки на зайцев и глухарей. Удачную добычу копытных отмечали отдыхом и особым обрядом благодарения. Обратный путь к землянкам начинали в марте (месяц «бурундука»), останавливаясь только для ночевок. Возвратившись на стойбище, ждали появления пролетающих птиц и ставили сети. Кончался «лесовой» и начинался «береговой» период жизни (когда-то это время считалось началом нового года). Названия его этапов с мая по август — «котцовый», два «линьки уток» (различных пород) и «нельмы» — отражают главные хозяйственные занятия в это время. Семьи жили на берегу вплоть до начала периода «опадания листвы», добывая рыбу и боровую дичь. Широко применялись на промыслах лодки долбленки — однодеревки. Мужчины чинили нарты, лыжи, женщины и подростки собирали ягоды, орехи, делали заготовки лекарственных трав, корней и ягод. Подходило время «замерзания земли», и люди отправлялись к своим землянкам. Безоленные кеты совершали свои многокилометровые переходы и преследовали добычу на широких лыжах-подволоках из ели, оклеенных снизу камусом. По весеннему насту передвигались на узких скользящих лыжах-голицах. Груз перевозили на ручной нарте (сул’) — легкой, подвижной, с передней дугой -«бараном», защищающим от кустарника и валежника. Тащить нарту помогала собака. Различали мужские трехкопыльные и женские четырехкопыльные нарты. При перекочевках мужчины с легкой нартой прокладывали дорогу в снегу. Женщины транспортировали имущество, продукты, перевозили детей и больных. Женская ручная нарта была массивнее и имела спинку для перевозки малолетних детей или колыбели с младенцем. Наружную сторону спинки нарты хозяйки семьи украшала резьба с традиционным изображением Вселенной. При кратковременных переходах использовали волокушу — приспособление из жердей (или лыж) и шкуры, в которую завертывали добычу или вещи и тащили волоком по земле.

Груз заворачивали в шкуру лося, стягивали ремнями и тянули волокушу за лямку (дапта) из вываренной и простеганной в несколько слоев бересты, медвежьей или оленьей шкуры, прочной кожи налима. Аргиш (караван из нескольких оленных нарт) семьи состоял из трех — пяти однотипных по конструкции санок с высокими, косо расположенными на полозьях копыльями. Большие лодки-илимки (ас’ел) с жилой частью и мачтой, заканчивающейся флюгером, — еще одно средство передвижения у кетов. Весной в илимках сплавлялись по притокам на Енисей, при попутном ветре шли под парусом из холста. В трудных местах, у водоворотов, порогов останавливались для совершения обряда — бросали в воду еду, табак, бисер, чтобы умилостивить хозяина порога. С началом охотничьего сезона на илимках же поднимались в места осенних стойбищ. Против течения лодки с грузом тащили бечевой. На зиму их вытаскивали на катках на берег.

По мелководным притокам и озерам плавали на выдолбленных из осины «ветках» (дылти).

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере, были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (животных, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

http://openarctic.info

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх