Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах проходят как «малочисленные народы Севера». Шорцы — тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р.Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса). Часть шорцев проживает в Республике Хакасия, где они ассимилируются местным населением. Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию — черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов — абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.
В конце XIX — начале XX вв. шорцы представляли собой две этнографические группы: северную лесостепную «абинскую» и южную горнотаежную «шорско-бирюсинскую». Эти группы различались уровнем социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной культуры. В истории шорского этноса этнографами принято выделять три этапа: 1) формирование этнографических групп (XVII — нач. XX вв.);
2) формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного строительства (сер. 1920 гг. — конец 1930 гг.);
3) ослабление этнической специфики и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. — настоящее время).
К приходу русских в верховья Томи процессы межэтнической интеграции различных по происхождению групп местного населения были в основном завершены. С образованием в XVII в. Кузнецкого уезда — новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. «шорским».
В новой исторической обстановке, после создания в 1926 г. Горно-Шорского национального района, начался завершающий этап консолидации территориальных групп в единый народ. Сами названия национально-административного района — «Шорский» и тюркоязычного населения — «шорцы» были закреплены властями во всех официальных документах с учетом высказывания академика В. Радлова об этнокультурном единстве «мрасских» и «кондомских» татар. В эти годы начался и процесс национального самоопределения шорцев. 22 июня 1924 г. в с. Кузедеево состоялся первый Татаро-Шорцевский горный районный съезд Кузнецкого уезда с представительством волостных исполкомов, сельсоветов и немногочисленной шорской интеллигенции из числа выпускников миссионерских школ. По решению съезда в 1925 г. создается Татаро-Шорцевский горный район и ревком во главе с председателем Ф.К. Тельгерековым, членами ревкома — Л.А. Ивановым и Ф.Н. Токмашевым. Под их руководством с 1 по 8 октября 1925 г. в улусе Мыски проводится Первый съезд Советов Горной Шории, где была выработана программа национального строительства шорцев (Кимеев, 1982, с. 86).
Декретом ВЦИК «Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района» от 12 апреля 1926 г. законодательно закрепляется национальное самоопределение шорского народа. Важнейшую роль в формировании единого самосознания и основ общешорской культуры сыграло всеобщее распространение грамотности на основе созданной письменности и единого литературного языка с середины 1920 гг. Однако, до конца этот процесс так и не был завершен. Последовавшее в дальнейшем интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на три административных — Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский.
С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой — замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После непродуманного решения Кемеровского облисполкома № 22 от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» начались массовые миграции в города и крупные поселки. Так, в 1989 г. там проживало уже 73,8% всех шорцев (в пп. Таштагол — 1392 чел., Шерегеш — 900 чел., Чугунаш — 220 чел., Каз — 140 чел., Мысках — 1849 чел., Междуреченске — 1594 чел., Осинниках — 249 чел., Новокузнецке — 1763 чел., Кемерово — 217 чел.