Танцы и музыкальная культура нивхов

“Сцена из жизни нивхов” Гриша Брускин и Светлана Богатырь. Фото: Юрий Гуршал

Музыка нивхов

Музыка нивхов представлена преимущественно традиционными формами фольклорного интонирования. В жанровом и стилистическом отношении она имеет связи с музыкой соседних тунгусо-маньчжурской народов (орочей, ульчей, ульта, удэгейцев, негидальцев, нанайцев) и айнов.

Выделяется несколько жанровых сфер:
1. Лирические импровизации – лу (амур.) лунд (сах.) на личные мелодии и сюжеты;
2. Лирические песни-иносказания – валглу, ануна (амур.) – алхтурш, алхтунд (сах.) на устойчивые и закреплённые традицией песенные формулы. Название жанра производное от общей корневой основы «ан», «алг», «алх», «валг» – открывать и буквально означает открывать тайны душевного состояния.
3. т’ылгу (амур.), т’ылнгунд, т’ылгурш (сах.) – предания и были, нравоучительные мифы, а также сказки нызит (амур.), настунд, настурш (сах.). Вокальное интонирование нарративных текстов (эпоса и др.) у нивхов не противопоставлено лирической традиции пения и способствует сохранению наиб. архаичных мелодий.
4. Пение шаманов – ч’ам лудь (амур.), ч’амн лудь (сах.), сопровождаемое игрой на бубне и металлических погремушках, Этот жанр отличается обилием форм интонирования (бормотание, крик, шипение и т.п.), благодаря которым значительно расширяется диапазон темброартикуляц. звукоподачи. Женское пение без бубна в состоянии «кликушества» построено на кратких монотонных зовах-стонах и называется гандудь (амур.), хаудант (сах.).

Музыкальные инструменты

В инструментальной музыке центральное место занимают наигрыши (тунгу) на ударном бревне – зас, зас тяс (амур.), тятянд, тятятхас, тятан ч’хар (сах.), которые сопровождают разные моменты медвежьего праздника: вождение зверя по поселку, ритуальное убиение медведя, разделывание туши и поедание мяса; бега и жертвоприношение собак; женские ритуальные танцы и мифологизированные речитативы: «Вороны, подскакивая, подглядывают…», «Горные детишки играют…», «Голова моего медведя смотрит по сторонам…» и др. Ритм танца довольно четко соответствует выстукиваемым ритмоформулам, а в наиболее важные моменты ритуала танец сопровождается ритмичным шуршанием погремушек из рыбьей кожи – горхкорг (амур.), корг’ор, корг’орш (сах.).
Обрядовые инструменты шаманов – бубен –к’ас (амур., сах.) и пояс-погремушка янпа, пан (амур.), янпу, янпан (сах.) – соответствуют аналогичным инструментам тунгусо-маньчжур. народов региона.

Своеобразным репертуаром отличается музицирование нивхов на однострунной смычковой трубчатой лютне – т’ынр (амур.), т’ынрын (сах.). Известно несколько способов игры на ней:

1) вибрационным низким звуком, близким по стилю пения в манере кыгъюдь,
2) звонким высоким звуком, соответствующим манере кен (ген), с использованием дополнительного резонатора у струны (чему способствуют желоб, выдолбленный вдоль всего струнодержателя). Наигрыши на этом инструменте воспроизводят весь песенный репертуар нивхов, кроме того, имеются и специфические инструменты пьесы: «Морская утка поет», «Кукушка кукует», «Собака лает», «На оленьей упряжке еду», «На озере», «Плач-воспоминание» и др.

Оба типа нивхских варганов – дуговой и пластинчатый – имеют общее название канга (амур.), конгон (сах.). Дуговые варганы однотипны (с продолговатой петелькой). Пластинчатые – изготавливались из бамбука, тростника, желтой меди и латуни. Язычок пластинчатых варганов имеет 2 формы: Л-образную и бутылкообразную с вытянутой тонкой частью. Техника игры на варганах связана с традицией песен. артикуляции (вибрато, приговаривание слов и т.п.).

Аэрофоны представлены прежде всего длинной трубой из пустотелого стебля травы – фувп’ивз, кылап’евс, кыла февс (амур.), иhв п’еврш и к’альн’и (сах.). Иногда толстый стебель этой травы использовался в качестве рупора при пении. Звук извлекался путем втягивания в себя воздуха (на вдохе). Наигрыши-сигналы на такой трубе звучали на медвежьем празднике и во время обрядового «вызывания» мужчин-рыбаков, затерявшихся в море. Среди других аэрофонов – свистки с внутренней щелью, изготавливаемые из тальника, – куйны п’евс (амур.), куини п’еврш (сах.), иногда с наружной щелью; олх п’евс (амур.), олх п’еврш (сах.) – из зонтичного растения; продольные флейты из кости с 3– 6 игровыми отверстиями – ныньф п’евс (амур.), наньгыф п’еврш (сах.); язычковые дудочки из тростника т’иф п’евс (амур.), тиф п’еврш (сах.) с 3–9 игровыми отверстиями. Как и флейты, практиковались в качестве женских инструментов досуга. На них исполняли наигрыши «Лай собак», «Крики птиц» и др.

Звуковые игрушки – лакре (амур.), лагрш (сах.) – из числа обрядовых и музыкальных инструментов, но известны и специальные детские:
пувс, фувс (амур.), п’уврш (сах.) – жужжалка-вертушка,
к’онг (амур., сах.) – погремушки — колокольчики и бубенчики разных размеров,
выч (амур., сах.) – погремушки-пластинки.

Подвески-погремушки пришивали на детскую и женскую одежду в качестве звуковых украшений.

В акустической культуре нивхов важное значение имеет ритмичная игра с хлопаньем в ладоши, по лицу, по корпусу и производимыми при этом языком и зубами щелкающими звуками – иты задь (амур.), ити занд (сах.).

Нивхи. Обрядовая игра на палочках

Нивхи. Детская ритуальная игра

Нивхи. Наигрыш на к’альн’и (аэрофон, обрядовый инструмент, длинная труба из стебля пустотелой травы)

Нивхи. Ритуальная игра в «медвежий праздник» на деревянных ложках

Нивхи. Песня «Дети выросли»

Нивхи. Наигрыш на заканга (металлический варган)

Исследователи

Собиранием и изучением музыки Н. занимались А.М. Айзенштадт, Р. Аустерлиц, И.А. Богданов (Бродский), Н.Е. Вахова, А.С. Колосовский, С.Ф. Карабанова, Н.Н. Менцер, А.Ф. Миддендорф, А.В. Сиськова, Н.А. Соломонова, В.Н. Стешенко-Куфтина, К. Танимото, У. Ген-ир, О.А. Шейкина, Ю.И. Шейкин, Э. Эмсхаймер, А.Г. Юсфин и др. Опыты сценич. интерпретации музыки Н. предпринимались совр. жителями нивх. селений. Композиторские аранжировки осуществлены Н.Н. Менцером, А.В. Новиковым.

Имитация шаманского камлания. Бубен.

Исполнитель: Ольга Няван. Место действия: полуостров Шмидт.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.