Фольклор нивхов

Фольклор нивхов включает разнообразные жанры и одновременно лаконичен, имеет конкрет­ную связь с главными хозяйственными занятиями, охотой и ры­боловством. Фольклорная традиция нивхов – обряды, верования, мифологичес­кие повествования сохраняет свое первозданное богатство, религиозно-философскую связь с природной средой и внутреннюю целостность.

̇Термин т’ылгур объединяет различные по тематике произведения.

Мифологические рассказы

Центральное место занимают мифологические рассказы. Многие из них связаны с тотемистическими представлениями и промысловым культом. Связь с тотемным предком, по мнению нивхов, может выражаться либо в форме прямой помощи (медведь спасает от голода заблудившегося и попавшего в берлогу охотника, давая сосать свою лапу), либо в виде любовных или брачных отношений. Таковы же рассказы о «рыбных людях»: бедный рыбак вступает в связь с выловленной рыбой и появляется человеческое дитя, обычно мальчик, который, вырастая, становится великим добытчиком. Некоторые т’ылгуры передают космогоничские мифы о гибели всего живого на земле от нестерпимого жара 2 или 3 солнц, о потопе и последующем появлении суши, о луне-покровительнице и т.п. Весьма распространены рассказы о духах-хозяевах стихий – Т’уур Ытик (Старушка Огня), Тол Ыз (Хозяин Моря), Миф Ыз (Хозяин Земли) и др. – и о различных вредоносных духах – Пал Милк (Злой дух леса), Нахтю Гинс (Пугающий злой дух), Хелк-хелк Гинс (Огненный дух) и др. Героями т’ылгуров выступают также карлики и великаны, «лесные» и «морские» люди. Отдельное место занимают шаманские легенды – рассказы о деяниях злых шаманов, которые способны изводить своих сородичей, и повествования о хождениях в мир мертвых – Млы Во.

Бытовые рассказы

Вторую группу т’ылгуров составляют произв. более реалистич. содержания. В них повествуется о правилах поведения в быту и на промысле, о воспитании качеств, необходимых человеку родового об-ва, о наказании людей, нарушивших табу. Так, напр., широко распростр. сюжет о том, как дядья используют бедного племянника в качестве слуги. При близком сходстве с преданиями эти т’ылгуры в значит. мере сохраняют мифологич. характер: напр., герою часто помогает дочь хозяина к.-л. стихии.

Волшебные сказки

Третью группу составляют т’ылгуры, пограничные со сказками – волшебными и о животных. Это рассказы о спасенном тигре, к-рый благодарит род своего спасителя; о жадных братьях, наказанных представителем обедневшего рода; а также на этиологич. темы, напр., почему комары или вши сосут кровь.

Нызит – жанр, наиб. соответств. термину «сказка». В отличие от т’ылгура, в содержание к-рого верят, нызит имеет чисто развлекат. характер. Осн. герой – Уму Нивх – Храбрый воин. Рождение героя часто необычно – от бездетных стариков, из яйца, вырезанного женщиной из собств. заболевшего колена. Иногда герой до определенного возраста лежмя лежит, весь в нечистотах. Возмужав, узнает об убитых родителях или исчезнувшей сестре и отправляется мстить. Мотивы мести часто сочетаются с мотивом поисков невесты. Врагами Уму Нивха обычно выступают люди др. рода, помощниками – либо мыйки (волшебные фигурки), либо наследств. духи-помощники. Борьба Уму Нивха часто носит характер спортивного поединка, без смертельного исхода. В итоге герой обычно женится и живет благополучно. Характерны концовки формульного типа: «разбогатев – обеднели, обеднев – разбогатели, да так и умерли. Все».

Др. распростр. тема сказок – злые духи, в т.ч. в лице найденных младенцев. Были популярны сказки о злой женщине Ралкр Умгу. Она обманом отбирает у матери детей, бросает их в реку. Пока мать ищет своих чад, Ралкр Умгу пытается пристроиться к ее мужу, к-рый упорно ищет и находит свою семью, а злая женщина – смерть. Интересны сказки о верной дружбе, напр. о дружбе Травяного Снопа и Шила. Однажды ветром унесло Травяной Сноп, и Шило пускается на его поиски вместе с Точило и Черепом собаки. После всевозможных приключений Травяной Сноп отыскивается, и друзья вновь вместе.

В нек-рых сказках диалоги и монологи пелись. Слушатели должны были поддерживать сказочника возгласом «хый», свидетельствующим об их внимании (т’ылгуры слушались молча). В сказках широко употребляются образные слова, спец. глагольные суффиксы и др. средства выразительности.

Героические поэмы

Настунды сахалинских Н. – героич. поэмы, осн. действ. лицом к-рых, как правило, является юноша Мизн нивх (наш нивх). Чаще всего он одинок, лишь изредка упоминаются его родственники: братья, сестра и др. Герою настунда свойственно либо чудесное рождение, либо быстрое возмужание. Его врагами изредка бывают сородичи, в основном же это людоеды, тигры, медведи, «морские» или «лесные» люди. Помощниками выступают чаще звери: заяц, выдра, лисица. Гл. мотив – добывание жены и месть. В отличие от героя сказки Мизн нивх обычно не только побеждает всех своих врагов, но и убивает их. Затем вместе с женой возвращается домой. Почти в половине опубл. настундов счастливая пара переселяется на небо, в море или подземный мир. Язык настундов прост и лаконичен, но имеются часто повторяющиеся выражения. Герой вызывает врагов фразой: «Выходите, я воевать пришел!». Его родина обозначена одинаково: «Я житель деревни, что посредине бухты». Настунды пелись от начала до конца, без муз. сопровождения. Построенные по единой схеме, они импровизировались заново каждым исполнителем – настуком. Слушатели поддерживали певца возгласом «хонь!».

Загадки

Загадки утгаврк могли существовать в составе прозаич. жанров, но чаще – самостоятельно. Наиб. распростр. темы загадок – части тела, материальная культура и явления природы. «Что это, что это? Два братца живут в одном доме, а никогда не видятся?» (Глаза). Нек-рые загадки можно разгадать, лишь зная традиц. быт Н. Напр., «Что это, что это? Верхние смеются ха-ха, нижние стонут ой-ой» (Бревна в стене). С помощью загадок мл. поколение познавало детали быта, поведенч. нормы и развивало образное мышление.

Песни и шаманские песнопения

Обрядовые песни в силу их специфики в наст. время не бытуют. На Сахалине известны песни тятя-дугс, ранее исполнявшиеся на медвежьем празднике. Они произносились речитативом под звуки муз. бревна, содержали иносказат. обращение к медведю. Чаще всего тятя-дугс – четверостишия, изредка и др. строфы, содержащие рефрен. В худ. самодеятельности тятя-дугс приобрели нов., игровой смысл.

Песни-плачи чырйудь у погребальных костров – импровизации с выражением скорби по умершему.

Шаман. песнопение чам лудь исполнялось в 3 случаях: в обряде врачевания, на шаман. игрищах в янв. и при хождении из дома в дом с благопожеланиями всем жителям селения. Врачуя больного, шаман пением вызывал духов-помощников, к-рые отбирали украденную злыми духами душу больного, что спасало его от смерти.

Необрядовые песни сохранились лучше, особенно лирич., а среди них – любовные – валглу (на вост.-сахал. – алхтур). Их содержание – поэтич. обращение мужчины или женщины к любимому человеку (слов «я люблю тебя» избегали, это считалось нескромным), воспевание красоты и достоинств избранника, мольба о встрече, горечь разлуки, счастье взаимности. Валглу пели друг другу влюбленные, идя на смерть или если брак был невозможен. На Амуре во множестве вариантов известна песня о бедной девушке, взятой в дом второй или третьей женой. Колыбельные песни оола быпы лу сочинялись и исполнялись каждой матерью. Бытовали и др. песни-импровизации на темы из собств. жизни. Лучшие из них запоминались и пелись другими, при этом исполнители старались указывать, чья это песня. Приветств. песни, исполнявшиеся в честь гостей, посвящались в т.ч. и собирателям фольклора. В сов. время появился ранее неизв. вид песни – частушки, сначала переводы русских, а затем и оригинальные.

Сказки

Читать нивхские сказки онлайн

Литератураː

1. Бронислав Пилсудский Фольклор сахалинских нивхов режим доступаː http://www.icrap.org/Folklor_sachalinskich_Nivhov-4.html

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх