Рассказ об образе жизни тофаларов М.Н. Кангараевой, 1930 г.р., проживающей в с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области.
“Летом тофалары уезжали в горы, на белки. Там олени пасутся хорошо летом. А зимой тофы жили, где кедр растёт, чтобы добывать себе кедровые орехи, мясо. Весной они сюда, в долину, приезжали. Так всю жизнь в дороге. Кочевниками они были ведь. Если умрёт у них человек, они делали сгруб бревна на три. На этот сруб ложили мёртвого человека и оставляли ему и оленя его ездового, и седло его, котелок, кружку, продукты – всё около него привязывали, всё это ему оставляли: дескать, он это поест, на своём олене в мир умерших поедет. Тофалары оставляли там умершего и на это место иногда совсем не возвращались. Тайга тут большая. А покойник долго не лежал. Когда портиться, пахнуть начинал, медведь придёт его раскидает. А родственники этого не видят и когда, может, возвращаются на место, думают, что умерший уже к предкам уехал.
Так тофалары всю жизнь кочевали, ездили. Если ребенка, рассказывали, родишь сегодня, а завтра – зима ни зима, январь ни январь, холод ни холод – садись и езжай дальше кочевать. Даже отдыхать женщинам после родов не давали, а они ведь слабенькие после родов-то. Куда они спешили? Очень много раньше тофаларов эпидемией унесло, черной оспой. Просто юртами, говорят, лежали. Много-много людей умерло. Если надо было им ехать в Покровск или ещё куда, никогда женщину не отправляли. Ездил за продуктами только мужчина, а за женщиной, говорили, сильно привязывалась всякая болезнь, всякая зараза. Врачей тогда не было, лечить некому было, вот шаманы и лечили. Вообще то они здорово понимали в медицине, травами лечили. От каждой болезни травы они знали. Знали от чего человек болеет, как его поправить, какую траву рвать надо.
Чем тофалары питались? Они в основном ели мясо. Зверя добудут, сырым мясо едят, строганинку, шашлык делали. Но медвежье мясо они никогда сырое не ели. Сало медвежье ели, жир топили. Рыбу тофалары ели только речную, озёрную не ели, потому что в озёрах вода стоячая, рыба пахнет тиной и больная встречается. Воду сырую тоже не пили, всегда её кипятили, только кипячёную пили.
Долго в одной юрте не жили. Например, живёт семья в юрте на одном месте неделю, земля, трава уже вся стаптывается, грязно становится. Женщина тогда юрту на новое место переносит, где чисто. На счёт этого они чистюльки были. А мы сейчас живём на одном месте. Убираем, убираем дома, а пыль то остаётся, и мы эту пыль глотаем вместе с разной заразой. Поэтому и болеем часто, долго не живём.
Много умерло тофаларов, когда их согнали в посёлок. Эта посуда, эта пыль, вот всё это и повлияло. А в тайге они очень здоровые были, редко болели.
Тофаларские дети на оленьем молоке росли. Летом и осенью свежее пили, а зимой мёрзлое ели. Готовили его так. Если какого-нибудь зверя добудут, внутренности его (кишки, брюшину) женщины вымоют, высушат. А осенью размочат эти кишки, и у них получались большие мешки. Оленье молоко накопят и наполняют им кишки, а осенью молоко у оленихи густое, вкусное полезное.
Когда приходит зима, тофалары эти мешки с молоком рубят топором и ребёнку дают. Поэтому у тофаларских детей не было ангины, щеки у них краснели, как яблоко. Люди же раньше закаленные с детства были, в тайге рождались”
[Записано 1995 г. Г.В. Афанасьевой-Медведевой и Н.В. Вяткиной от М.Н. Кангараевой. ФАИГПУ].