Форма социальной организации орочей

Орочи делились на патрилинейные роды: Акунка, Мулинка, Намунка, Ёминка, Бисанка, Тыктэмунка, Пунэдинка, Кэпинка, Ауканка, Сиочонко, Хутунка, Бэхинка и Эхэмунка. Некоторые из родов (Самандига, Мэудэнка, Сэнгкиэнгкэн, Эдеси, Дялианка, Кангунка, Саундика, др.) исчезли к началу ХХ в.: вошли в состав других орочских родов или ульчей или вымерли. Названия большинства родов связаны с географическими объектами – скалами, реками, пещерами и т.п., а также с названиями птиц, животных, растений. Род представлял собой религиозно-брачное экзогамное объединение, характерной чертой его была дислокальность. Между семьями отдельных родов, а иногда и с подразделениями соседних этносов заключались дружеские экзогамные союзы (духа).

Группировка духа не была постоянной, в нее можно было входить, из нее иногда выходили. Членские сообщества помогали друг другу, одиноким вдовам, инвалидам. Возглавлял духа экономически сильный и многочисленный род. Наиболее известные духа – Акунка духани (союз орочских родов Акунка, Хутунка, Сиочонко, Самандига, а также нанайских родов Самар, Гаер, удэгейских родов Суланндига, Пудя); Ёминка духани (союз орочских родов Ёминка, Ауканка, Пунэдинка, Дялианка; ульчских родов Мэудэнча, Сэнкиен, Эдеси; нанайского рода Онинка; удэгейского рода Камидига); Намунка духани (союз родов – орочских Намунка, Мулинка, Тыктэмунка; нанайских Хэджер, Тумэли); Бисанка духани (союз 3 родов – орочского Бисанка, нанайского Киле, айнского Куи); Кэпинка духани (орочские роды Кэпинка, Каундя, нанайский род Одзял).

Между некоторыми орочскими родами – Ёминка и Хутунка, Акунка и Намунка, Бисанка и Сиочонка, др. – существовали отношения – сэнги, вытекающие из взаимных браков.

Основной формой социальной организации была территориально-соседская община, состоявшая из всех жителей селения, включая иноэтничных. Существовали большие (хигады) и малые (нугги) семьи; каждая семья являлась самостоятельной экономической единицей. Как правило, все члены общины, семьи различной родовой принадлежности, были связаны родственными брачными отношениями. Положение женщины было сравнительно независимым. За невесту платили калым – котлами, шелковыми халатами, копьями, украшениями, деньгами, в прошлом существовала отработка за жену. Жена приносила в семью мужа приданое, обычно равное стоимости уплаченного калыма. Одной из форм заключения брака был взаимный обмен сестрами, вплоть до начала ХХ в. бытовал левират. Заботу о воспитании детей брали на себя не только родители, но и дядя по матери (авункулат). Были распространены неравные по возрасту браки, многоженство.

Сохранялись родовая и общинная взаимопомощь, межродовые суды, кровная месть – в качестве исчезающего пережитка. Существовала коллективная собственность на охотничьи и рыболовные промысловые угодья (в особом положении находились места добычи соболей). С развитием торговых отношений и товарного пушного и рыболовного промыслов появились частная собственность и имущественное неравенство. В конце XIX в. выделилась зажиточная верхушка, занимавшаяся посреднической торговлей и ростовщической эксплуатацией сородичей. Некоторые орочи стали поступать наемными рабочими на русские рыбопромышленные предприятия на побережье Японского моря.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.