Музыка кереков

Музыка кереков относится к малоисследованным музыкальным культурам. Генетически она родственна музыке коряков и чукчей; наиболее тесно контактирует с локальными традициями мейпыпильгинских чукчей и алюторских коряков-нымыланов.

Она представляет единство 3 сфер: песенной – куликул, фоноинструментальной – хайнанан и так назваемых «горловых игр» – пилгайнан.

В песенной сфере сложилась традиция персонального закрепления напевов за конкретными субъектами: людьми, животными, птицами, насекомыми, духами и т.п. Обычно «поющие» имеют 2–3 и более именных напевов олиготонной структуры. Процесс напевания – кумныйлык – отличается 2 стилистич. формами: интимной (без бубна) и праздничной (с бубном). Праздничное пение нередко сопровождает персональные танцы (млаук). Шаман. пение – ананытутук (как с бубном, так и без него) – «передает» голос духа и наз. куликул сйаванан (букв. «голос использовать»). Для колыбельного пения характерно скачкообразное движение мелодии. Ласковое речитативное припевание (такыйтан), обращенное к малышу, является своеобразной формой звукового оберега, подаренного ребенку.

Фоноинструментальная сфера отражает традицию звукового поведения в разлизные моменты жизни. Собственно – это игра на пластинчатом варгане (ванны йай) и на круглом бубне с крестовидной ручкой-держалкой, узкой обечайкой и тонкой мембраной из желудка нерпы. Шаманский бубен отличают от праздничного подвески-погремушки (уйуйусахтку) на обечайке. Подвески-погремушки в виде колокольчика или бубенчика (кункуана) использовались в качестве оленьего ботала, детских игрушек, а также звуковых украшений на одежде. Аэрофон – жужжалка-пропеллер (кайтал), помимо игрушки для детей также имела магическое значение и, по представлениям кереков, «влияла на появление ветра». Все пищалки и свистки керков являлись прежде всего охотничьими манками, но могли выступать и как собственно музыкальные инструменты; это язычковая пищалка из пера кр. птицы – халгасин уйупчанан; ленточная пищалка между 2 брусками – утусин уйупчанан; свисток из полого стебля травы, закупоренного с одного конца и срезанного наискось с другой, – уйупчанан (иногда его делали из гильзы или тальниковой ветки); двуязычковая пищалка из бересты – халгасин хайнанан.

«Горловые игры» – горлохрипение на вдохе и на выдохе – сопровождают женские танцы и изображают «голоса» прибрежных птиц и морских животных.

Народная музыка кереков. «Личная песня Вэчыкальгана»
Народная музыка кереков. Наигрыш на халхасинхайнанъан
(чаячье перо, керекский свободный аэрофон)

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.