История юкагиров

Ландшафтные пространства Якутии древние охотники освоили в период верхнего палеолита, самая ранняя стоянка плейстоценового человека датируется около 300 тысяч лет назад. Это были охотники на мамонтовую фауну. В ранний голоценовый период с образованием современного георельефа и особой природно-биологической ниши локус бродячих охотников северо-востока Азии приобрел локальные особенности. Ранние этапы этнической истории юкагиров некоторые исследователи соотносят с раннеголоценовой мезолитической сумнагинской археологической культурой (10 000/9500 – 6200±100 лет назад).  Происхождение сумнагинской культуры Якутии Ю.А. Мочанов связывает с археологическими комплексами Западной Сибири; по облику каменного инвентаря и технике изготовления орудий на пластинах и микропластинах сумнагинская и приенисейские культуры тяготеют к синхронным культурам Урала и Восточной Европы. Сумнагинцы занимали всю территорию современной Якутии и части сопредельных районов, проникли на Аляску.

Обширную площадь северо-востока Азии занимают бассейны рек Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма с многочисленными большими и малыми притоками, рукавами, висками, озерами, в также горные системы с хребтами, пиками, перевалами и плоскогорьями. Они создают рельеф поверхности всего региона и участвуют в формировании образа «кормящего» ландшафта.

Сумнагинскую археологическую культуру Якутии сменяет эпоха неолита с тремя хронологическими периодами: ранний (сыалахская культура), средний (белькачинская культура), поздний (ымыяхтахская культура). В это время распространяются специфические орудия охоты, войны и рыболовства – луки со стрелами, появляются шлифование, пиление и сверление камня, составные рыболовные крючки, глиняная посуда.

В неолитическое время мигранты с юга, в особенности из Забайкалья и Южной Сибири, способствовали метисации коренного уралоязычного  населения. По-видимому, в неолитическое время большая часть территории Якутии и отдельные сопредельные области были заселены потомками древних уральцев – кочевыми одулоязычными племенами с вкраплениями метисированных разноязычных и разноэтнических групп.

«В прошлом существовала целая семья одульских (юкагирских) языков, носители которых составляли семью одулоязычных племен (или народов). Именно эта семья одулоязычных народов – а не один народ – обитала на обширной территории Северо-Востока Азии. При этом отдельные племена данной семьи смешивались с чукчами и эскимосами на востоке, с нганасанами – на западе, с тунгусоязычными и тюркоязычными народами – на юге». 

 

Г.Н. Курилов, д.ф.н.

Большинство ученых считают, что 2-2,5 тыс. лет назад юкагиры проживали от Енисея до Чукотки и являлись носителями ымыяхтахской археологической культуры. Более того, некоторые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски (культуры нортон и ипиутак), но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли.

А.П. Окладников пришел к выводу о принадлежности неолитической культуры Якутии предкам юкагиров. Этой точки зрения придерживались такие известные советские исследователи, как М.Г. Левин, И.С. Гурвич, Ю.Б. Симченко.

А.В. Чернецов обосновал интересную теорию о существовании единого этнического субстрата в различных культурах циркумполярной зоны. Этот субстрат, уральский по происхождению, он связывал на востоке с юкагирами, а на западе с лопарями (саамами). Следовательно, самой восточной ветвью уралоязычных этносов, оторвавшейся в глубокой древности от своего ядра, являются юкагиры. Это идея была поддержана работами лингвистов Ю.А. Крейновича, А.Б. Долгопольского и др.

В неолите заселение Заполярья Восточной Сибири шло более интенсивно и к началу II тыс. до н.э. здесь, как и по всей циркумполярной зоне Евразии, выработались те характерные черты культуры охотников на дикого северного оленя, которые определили развитие хозяйства у всех тундренных народов, вплоть до появления у них оленеводства. С формированием циркумполярной культуры тесно связано сложение древней уралоязычной основы юкагиров. Северная ветвь ымыяхтахцев Якутии оказала решающее влияние на формирование культур II – начала I тыс. до н.э. на западе до Таймыра и на востоке до Чукотки. В этих культурах начался процесс оюкагирования древнего уралоязычного субстрата.

В позднем неолите – бронзовом веке приток древних племен вызвал процесс консолидации праюкагирских населения. Пионер юкагироведения В.И. Иохельсон, политический ссыльный в Якутскую область, участник нескольких научных экспедиций на северо-восток Азии в конце XIX – начале XX в. писал: «Древний юкагир, постоянно готовый отражать нападение, сам нападающий на враждебные племена и неуверенный в завтрашнем дне, кочевал с места на место».

В период раннего железного века (конец I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.) усилился приток пришлого населения на территорию Якутии. Наполнение южной и центральной Якутии пришлыми племенами вызывало сопротивление аборигенного населения. О сражениях омоков – одулоязычных племен южной и центральной Якутии с пришлыми воинами, обладавшими железным оружием, и последующем вынужденном уходе на северо-восток Азии сообщают записи легенд и преданий.

К моменту прихода русских землепроходцев юкагиры проживали на огромной северной территории от р. Оленек до Охотского моря и Анадыря. Они распадались на 12 родовых групп. Так, в долинах Лены и Яны обитали яндагирцы, омолоевцы, хромовцы; в бассейне Индигирки — олюбенцы, ягинцы, омокцы, когимцы, лавренцы; в бассейне Анадыря — чуванцы, анаулы, ходынцы. На Колыме – алаи и когимэ.

О присутствии юкагиров в южной и центральной Якутии нет упоминаний в русских документах начала XVII в. Однако памятниками юкагирской культуры в южных районах остались топонимы, гидронимы, наскальные рисунки, археологические материалы древних стоянок и мастерских. О многочисленности юкагиров в те времена говорят якутские предания, которые называли северное сияние дьукээбил уоттара — трансформированное «юкагирские огни», считая его отсветом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мнению якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Современные исследователи сходятся во мнении, что юкагиров в середине XVII века было 5-6 тысяч человек.

Вследствие разных причин (территориальные потери, жесткий ясачный гнет, переход на тунгусский, якутский, русский языки) в XX в. в Якутии в советских и постсоветских статистических материалах значатся две компактные группы юкагиров. Обе локализованы на р. Колыме.

 

Географическая справка. Река Колыма является одной из крупнейших рек северо-востока России, длина ее 2129 км, площадь бассейна 643 000 кв. км. Река образуется от слияния рек Аян-Юрях и Кулу, берущих начало на Охотско-Колымском нагорье, протекает по Магаданской области и РС(Я), на севере впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря. Крупные притоки: Коркодон, Омулевка, Ясачная, Рассоха, Березовая, Омолон. По берегам Колымы от истока до устья последовательно сменяются горно-таежные, таежные массивы, лесотундра и тундра. Имеется множество озер, марей и болот, преобладает лиственничное редколесье. ¾ территории современного Верхнеколымского улуса РС(Я) лежит южнее Северного Полярного круга. Большая площадь улуса занята Колымской низменностью, на востоке расположено обширное Юкагирское плоскогорье, на западе – отроги хребта Черского.

В нижнем течении проживают тундровые юкагиры занимающиеся, как  соседние эвены и чукчи, оленеводством. Верховья р. Колымы – место компактного расселения лесных юкагиров, охотников на лося, пушного зверя, боровую и перелетную птицу, летом и осенью – рыболовы. Единственным домашним животным является собака. Уникальный этнический раритет потомков древних охотников и рыболовов закрепился на территории верхней Колымы вследствие сохранности гомогенной «кормящей» территории.

С 1930-х гг. на Колыме началась организация колхозов, юкагиры  осваивали новые виды хозяйственной деятельности: животноводство, звероводство, огородничество. Лесные юкагиры одулы были объединены в колхозы «Новый путь» и «Светлая жизнь». Базой колхоза «Светлая жизнь» стало село Нелемное Верхнеколымского района Якутской Автономной Советской Социалистической республики.

Село Нелемное расположено на правом берегу р. Ясачной – притока Колымы. Ныне это центр наслежной (сельской) администрации и юкагирской родовой общины «Тэки Одулок». «Кормящий» ландшафт юкагиров р. Ясачной составляет 1 472 000 га. Это территория традиционного семейно-родового зимнего промысла пушного и мясного зверя. На родовых промысловых участках находятся хозяйственные и жилые сезонные строения, места памяти и культа. От возможных территориальных притязаний одулы защищены правоустанавливающими документами. Места рыбного промысла находятся в общинном пользовании. По переписи населения РФ 2010 г. юкагиров в этом многонациональном селе 177 чел.

Составитель Л.Н. Жукова, к. и. н. Фото сделаны составителем в период 1986-2007 гг.

Прокрутить наверх