лого цифровизация 5

арктический
многоязычный портал

Рыболовство

Лесные юкагиры

Лесные юкагиры себя называют унуŋ омни «речной народ» и сохраняют  древний присваивающий охотничье-рыболовный уклад хозяйства, сложившийся  много тысяч лет назад. Ученые считают, что в древний период на северо-востоке Азии рыболовство не играло существенной роли в экономической жизни местных племен.

Археолог В.А. Кашин, опираясь на находки, сделанные на средней Колыме, считал, что у населения «рыболовство, особенно на этапах раннего и среднего неолита, существенной роли в хозяйстве не играло. В позднем неолите рыболовство (возможно только сезонное) получает некоторое развитие, однако способы ловли рыбы не выходят за рамки использования весьма примитивных устройств. [Рыболовство] так и не превратилось в самостоятельную отрасль хозяйства, ограничившись только эпизодическим ловом самыми примитивными способами – запорными устройствами и ловушками на мелких водотоках».

Дополнительные материалы ученые получили со стоянок Бурулгино и Сугуннаах на реке Индигирке. Древние жители Индигирки в позднем неолите – времени существования на территории Якутии ымыяхтахской раннеюкагирской культуры, добычу рыбы производили с помощью составных крючков, сделанных из кости. Костяными же обоюдоострыми спицами длиной 7–17 см ловили крупную рыбу. Такой тип перемета существовал многие тысячелетия и известен в конце XIX – начале XX в.: для ловли налимов применяли костяные или деревянные спицы-крючки, наживляя их мышами и лягушками. На индигирских стоянках обнаружены каменные грузила к сетям – это слегка оббитые речные гальки. Так было установлено, что в неолитическое время на р. Индигирке  существовали рыболовные снасти стационарного типа, возможно, аналогичные среднеколымским.

В конце XIX – начале XX вв. непосредственно наблюдавший кочевую жизнь юкагиров В.И. Иохельсон пришел к следующему выводу: «рыба составляет основной продукт питания не только юкагиров-собаководов, но и оленных юкагиров тундры. Большинство тундренных юкагиров имеет немного оленей и вынуждено для жизнеобеспечения больше полагаться на рыбу» [Иохельсон, 2005б]. Юкагиры верхней Колымы в личных хозяйствах имели малое число собак (от 1 до 3), для питания которых зимой требовались запасы рыбного корма.

В теплое время года речной народ традиционно пользовался исключительно водными средствами передвижения – плотами, лодками разных типов и назначений. Рыболовный сезон продолжался от весеннего вскрытия рек в мае до осеннего ледостава. Одним из древних и наиболее продуктивных способов было полное или частичное перегораживание реки поперек изгородью ого (рус. ‘ёз’, ‘заёзок’) со вставными плетеными ивовыми ловушками для рыб (рус. ‘морда’, ‘корчага’). Изгороди со вставными ловушками являются показателями высокого уровня владения мастерством плетения. Такими же запорными устройствами пользовались приречные жители нижней Лены,  Индигирки и Анадыря в XIX – начале XX вв.

Способ подледного лова поздней осенью с перегораживанием реки сохраняется и ныне, для облегчения труда используют современные технические новации. Жители с. Нелемного рассказывали, что заездки ставили в конце октября – начале ноября. Тогда уже во льду толщиной 10-15 см. с помощью бензопилы «Дружба» делали пропилы от одного берега до другого, чтобы помещались деревья диаметром около 10 см. В стене из частокола оставляли несколько отверстий и туда устанавливали морды из тальника. Осенью был выход чебака и таким образом его ловили. Потом, как тару заполняли, морды убирали, и появлялся проход для рыбы, а весной частокол со льдом уходил и ломался.

По В.И. Иохельсону, древние юкагиры не практиковали подледный лов рыбы сетями, его заимствовали у соседних народов, у них был только один рыболовный сезон в теплое время года. Это заключение может относиться к тому периоду истории юкагиров, когда они не были стеснены территориально и экономически и могли делать значительные запасы от летних и осенних промыслов. Подледный лов рыбы сетями ранней весной появился позднее в  результате истощения осенних запасов и голодовок. Вот рассказ юкагиров реки Ясачной:

«Когда тепло становится, (мы) кочевать начинаем… Если снег глубокий (т.е. ходить трудно), в глубоких местах (подо льдом) сети спускаем. У кого бывают две сети, у кого одна… Ничего если не промышляем – без еды ходим с собаками, с людьми» [Йохельсон, 2005а].

По данным ученых, периодические голодовки, распространение эпидемических болезней и прочие социальные недуги были следствием, в том числе, жесткой ясачной политики. В конце XIX – начале XX вв. юкагиры пользовались покупными сетями и плели их сами из конского волоса, приобретенного у якутов, или привозной русской бечевки. 

Есть сообщение о другом способе подледного рыболовства: поздней осенью «спускают в озеро, под лед, багульник, кажется, с камнем. Багульник одуряет рыбу, которая затем, ошалев, поднимается из ям и лезет из воды».

Таким образом, традиционно юкагирскими являются перегораживания рек запрудами с установленными плетеными ловушками. Существовало немало иных рыболовных снастей: добывали рыбу удочками и острогами, неводами из тальника (так называемое черпание рыбы) и сетями из крапивы.

Юкагирские названия и русские соответствия:
чумучэ – рыболовный крючок;
чумусьэ  – удочка;
йоор – крючок для ловли крупной рыбы;
ого / Өгэ – ловушка для рыбы в виде изгороди (ёз, заёзок);
уулуу – плетеная ловушка для ловли рыбы  (корчага, морда, мерёжа, верша);
паҕул – невод, в древности сплетенный из тальниковых веток, позднее любой  другой невод.
Паҕул применяли при черпании рыбы;
йоуйо – сеть из крапивы;
шӨйльэдиэ – камень (мелкий), галька. В качестве грузила привязывали плоские речные гальки или небольшие сланцевые плитки, оплетенные тальником.

Запруда для рыб и человек в челноке, опорожняющий сети на середине реки (1). Река до середины перегорожена тремя рядами сетей (2). Один челнок заполнен рыбой, а на другом сидит человек и стреляет (3). Справа человек везет в челноке речные сваи, к которым привязывают сети (4), а другой возвращается домой с рыбой (5) [Иохельсон, 2005б]

Юкагиры, как и многие древние народы, считали, что после смерти душа человека продолжит заниматься теми же видами промыслов, что и при жизни. Поэтому отправляя айбии ‘тень, душа’ умершего в страну предков снабжали ее всем необходимым. Летом в воздушное захоронение, совершаемое на дереве в   виде гнезда, у изголовья вешали сушеную рыбу «юколу», рядом клали  берестяную посуду. У ног ставили импровизированную лодочку, вязку ивовых прутьев, заменяющих собою «невод», деревянные «крючья» и камешек. В этом описании, сделанном юкагирским ученым и писателем Н.И. Спиридоновым (Тэки Одулок), перечислены те же названные выше рыболовные снасти: «ивовые прутья» для плетения невода (паҕул), деревянные «крючья» (чумучэ  или йоор), камешек-грузило (шӨйльэдиэ).

Естественно, что у речного народа в пищевом рационе рыба всегда занимала и занимает ведущее место. Рыбная пища востребована во все сезоны года. Продукты рыболовного промысла традиционно использовали в пищу в свежем, копченом, вареном, жареном, сушеном, квашенном, вяленом, печеном и замороженном виде.

Добыча одних видов рыб характерна для весеннего периода, других – для массового лова осенью. В соответствии с этим разнообразны применяемые снасти. Весенний подледный лов сетями и удочками рассматривается многими исследователями как заимствование от соседних народов, однако археологические, языковые и фольклорные материалы свидетельствуют о существовании сетей и рыболовных крючков в историческом прошлом.

В период весеннего половодья и начала кочевого сезона на лодках и плотах промысел, по-видимому, был ограничен. Летом применяли мобильные снасти и легкие запруды. Наиболее продуктивно речное рыболовство осенью с сооружением стационарных запруд для обеспечения продуктами питания семьи и корма собак в предстоящий зимний период. Перегораживание рек носило временный  характер и возобновлялось с началом нового промыслового сезона.

Зимняя рыбалка жителей села Нелемное на реке Ясачной (2012г.). Сьемка П.В. Софронова.

В конце XX в. юкагиры с. Нелемное весной практиковали подледное рыболовство в проруби удочками и сетями. В обиходе были покупные орудия и средства лова: невод, сети, бредни, переметы, удочки, спиннинги и проч. В плетении традиционных ивовых ловушек используются проволока, леска.

Литература

  1.  
  2. Жукова Л.Н. Значение гальки и камня в традиционной культуре колымских юкагиров // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2015. – № 3. – С. 15–20.
  3. Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. – Якутск: Бичик, 2005а. – 270 с.
  4. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы / Пер. с англ. В.Х. Иванова и З.И. Ивановой-Унаровой. – Новосибирск: Наука, 2005б. – 675 с.
  5. Кашин В.А. Неолит Средней Колымы (сборник трудов) – Новосибирск: Наука, 2013. – 224 с.
  6. Иванова-Унарова З.И.//Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира (XVII – начало XX вв.). – Кн. 1: Сибирская коллекция в музеях США  – Якутск: Бичик, 2017. – 784 с.
  7. Николаева И.А., Шалугин В.Г. Словарь юкагирско-русский и русско-юкагирский (верхнеколымский диалект). – СПб.: Дрофа, 2002. – 191 с.
  8. Спиридонов Н.И. (Тэки Одулок). Одулы (юкагиры) Колымского округа. –  2-е изд. – Якутск: Северовед, 1996. – 80 с.
  9. Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? – М.: Наука,  1979. – 152 с.
  10. Эверстов С.И. Рыболовство в Сибири. Каменный век. – Новосибирск: Наука, 1988. – 144 с.

 

Л.Н. Жукова, к.и.н.

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх