Охотпромысел. Лесные юкагиры
С древности особую значимость для пеших охотников-собаководов тайги имели крупные копытные лось, олень, обеспечивавшие людей всем необходимым: мясом питались, из шкур изготовляли одежду, предметы быта, покрышки жилищ, из костей, рогов – орудия труда. Не удивительно, что животное стало «матерью» охотничьего коллектива, источником языческого мифопоэтического образа Мать-Зверь.
О формировании мифологических образов «Хозяев Земли» повествует наскальное искусство южной, центральной и северной Якутии периода неолита, где преимущественно изображены лоси. Острые и напряженные моменты охоты питали творчество древних и современных художников Якутии.
«Лосиная» тема затухает в искусстве бронзового – раннего железного века вместе с упадком наскальной живописи, но она имеет продолжение в традиционной культуре юкагиров: промысловой и обрядовой жизни, картине мира, фольклоре, запретах и оберегах, пластике малых форм.
Традиционно основу охотпромысла мужской части юкагиров-одулов верхней Колымы составляет толоу ‘лось’ (также ‘дикий олень’), добыча его сопряжена с холодным временем года, однако не исключен отстрел в течение всего годового промыслового цикла. Табуированные названия чомолбэн ‘как будто большой’, чуул ‘мясо’, чомон чуул ‘большое мясо’, пиэдьэ ‘маленькая гора’. В конце XX в. в культурной памяти одулов находим следы преемственности неолитических традиций, в частности, культа лося на предметах мобильного искусства. Детская игрушка-мишень «лось» из жести для стрельбы из лука служит ранним приобщениям мальчиков к традициям предков.
Мишень имеет отношение к промысловой магии. Охотники в случае крайней необходимости (долгое отсутствие добычи) перед промыслом изготовляли плоскостной макет животного и стреляли в него для добывания охотничьей удачи. Для таких магических обрядов лук и стрелы выстругивали в виде макетов. Возможно, подобным обрядовым целям служили отдельные изображения лосей на скалах.
К мобильным предметам мелкой пластики относится увенчанный лосиными рогами покровитель промысла. Нумө йэкльиэ йуөйа ‘за домом смотрящий’ с антропоморфной личиной и аморфно вырезанными ногами изготовлен из дерева. Вся его внешняя поверхность покрыта резными рисунками животных, птиц, орудий охоты. Нумө йэкльиэ йуөйа ставили позади дома на охотничьей тропе перед выходом на промысел. По словам мастера, знатока языка, фольклора и традиционной культуры В.Г. Шалугина «за домом смотрящий» приобретал очертания тела и конечности того животного, на которого намечалась охота.К амулетам промысловой магии относится тщательно вычищенное копыто лося.
В Якутии на стоянках древнего человека периода позднего плейстоцена и раннего голоцена кости зайца немногочисленны, а среди наскальных рисунков Средней Лены известно изображение беременной зайчихи рядом с круглоголовой антропоморфной фигурой.
В прошлом при неудачах в охоте на копытных промысел зайца чолҕоро спасал юкагиров от голодной смерти. Это один из главных объектов зимней охоты в семьях, где отсутствуют по какой-либо причине мужчины-промысловики. В начале XXI в. лишившись мужа, юкагирская женщина говорила, что вместе с сыном живут теперь как старые юкагиры: летом кормятся рыбой, зимой – зайцами.
Юкагиры р. Ясачной составляют Чолҕород омок «Заячий» или «Ушканский род» и имеют тотемным животным предком зайца. Некоторые старики, готовящиеся перейти в мир иной, видят себя во сне зайцами, пробующими дорогу в Айбидии ‘Мир теней’. Заяц – наиболее популярный персонаж фольклора одулов.
Фольклор сообщает о попытках содержания зайцев в неволе: некоторые семьи «зайчика как ребенка воспитывали». Преимущественно от представителей Ушканского рода записаны этиологические тексты, сказки животного цикла, песни и поговорки о зайце. Юкагиры колымской тундры созвездие Малой Медведицы называют Өйэгэдиэ ‘Заячье’, ниже его расположено состоящее из трех звезд созвездие Өйэгэ лахил ‘Хвост зайца’. Среди топонимов известно Өйэгэ йалҕил «Озеро зайца».
Значимость других животных тайги различна. Традиционно юкагиры не лишали жизни животных ради забавы, уважительно называя их «люди», «дед». Главных хищников медведя, волка, росомаху, рысь, если они не досаждают человеку, не трогают. Либо добывают в ритуальных или магических целях. Так, одежда героя исторических сказаний одулов Халандина была изготовлена из медвежьих шкур.
Кроме изготовления одежды, мех был традицонным, обладавшим ценным пушным мехом. Помимо изготовления одежды, применения в ритуальных и иных целях (в предании для урегулирования вражды между юкагирами и эвенами в жертву была принесена красная лисица), мех был традиционным предметом в обменных отношениях с соседними народами еще до прихода русских казаков на северо-восток Азии.
В XVII в. в связи с необходимостью выплачивать ясак с присоединением североазиатских земель к Российскому государству и возникновением рыночных товарно-денежных отношений товаром стали шкуры соболя, лисы, песца, белки, горностая, в ясак пошли шкуры хищников. Сместились акценты охотничьего промысла. Главной целью стало не личное потребление, а экономическая потребность уплаты налога (ясака) ценной пушниной. Другая часть пушнины и шкур уходила на приобретение необходимых привозных российских рыночных товаров, которые стали активно проникать в хозяйственную жизнь одулов, заменяя традиционные предметы из природных материалов.
Юкагирам был известен ископаемый слон холҕут ‘мамонт’. Палеонтологи считают, что на арктических островах мамонты жили 5000–3700 лет назад, то есть, древние юкагиры были их современниками и предметы материальной культуры изготовляли не только из ископаемой кости. В культурной памяти юкагиров образ этого гиганта продолжал функционировать длительное время. Мощное животное стало помощником юкагирских шаманов, о чем сообщает фольклор, его изображали на шаманских дощечках. Записана легенда о том, как мамонт много лет кормил семью убитого им охотника.
Переработанный юкагирской фольклорной традицией библейский миф о всемирном потопе объясняет, почему мамонты вымерли. Согласно мифу, записанному В.И. Иохельсоном, бог послал наводнение, человек по имени Ноах построил большой плот, на котором спас свою семью и по паре разных животных. Только для мамонта не оказалось места на плоту из-за его огромного размера и веса. «Когда мамонт поставил свою ногу на плот, пытаясь подняться на него из воды, плот чуть не перевернулся и Ноах поспешил столкнуть опасного спутника».
Лесные юкагиры промышляют копытных животных, зайца, пушных зверей, перелетных и зимующих птиц покупным оружием, капканами. Применяют традиционные ловушки на мелких зверей и петли на птиц.
Л.Н. Жукова, к.и.н.