Лесные юкагиры
У верхнеколымских и нижнеколымских юкагиров нарты были различного происхождения и конструкции, поскольку у первых нарты предназначались для собак, а у вторых – для оленей. И те, и другие использовались только по снегу.
Юкагирские собачьи нарты миидьии короче, ýже и проще, чем у других народов восточной Сибири, делаются из березы.
У них три или четыре пары прямых копыльев (ножек), вставленных в полозья при помощи грубого шипа. Длина полозьев – три метра, ширина – около 10 см, толщина – около трех см. Спереди они имеют крутой загиб, к которому крепится горизонтальная дуга (баран). Другой ее узел крепления – первая пара копыльев.
Примерно на середине высоты каждая пара копыльев имеет горизонтальную перекладину, – на них кладутся три сколоченных доски. К верхним концам копыльев крепится пара жердей, одинаковой с досками длины. Между этими жердями и концами досок проходит веревочная обвязка, представляющая борта нарты. Спинки нет, как нет и передней вертикальной дуги, за которую держится ездок, чтобы не перевернуться при быстром беге собак. Отсутствие этих распространенных деталей можно попытаться объяснить отсутствием у юкагиров нужного количества собак, – без него эти детали представляются необязательными.
Другое объяснение отсутствия вертикальной дуги заключается в следующем. В годовом кочевом цикле одульские семьи пользовались нартами в основном в конце зимы – весной, когда кочевали из зимних жилищ к верховьям реки Колымы и ее притокам. В нартах, запряженных 2-3 собаками, везли вещи, покрышки жилищ, больных и немощных людей. Все остальные члены семьи, включая подростков и стариков, шли на лыжах. То есть, нарты использовались преимущественно в качестве грузовых и вертикальная дуга не имела функционального значения.
Такими же нартами пользовались промысловики, отправляясь по осеннему снегу на промысел. Или когда уходили на промысел лося по весеннему насту. В прошлом промысловики пользовались ручной нартой и волокушей.
В одульском фольклоре нарты часто упоминаются в качестве зимних транспортных средств. В сказке старушка имела волшебную упряжку, вместо нарты она запрягла доску для рукоделия нинбэ, а роль собаки выполнял ее наперсток. В другом тексте девушка кочевала с собакой и нартами. Спасаясь от людоеда, она привязывала собаку в качестве жертвы к дереву, а нарту тащила сама.
В юмористическом тексте три парня отправились на промысел на нарте, вместо собак запрягли десять зайцев. Вниз по реке побежали и оказались около дома людоедов.
Л.Н.Жукова, к.и.н.