Кочевья оленных людей
Мой край родной! Мне не забыть о том,
Что только ты моей судьбы начало,
Я вскормлен был оленьим молоком,
И вьюга колыбель мою качала.
Алитет Немтушкин
Эвенки общей численностью 30908 человек расселены группами на огромной территории Сибири и Дальнего Востока. В Якутии эвенки проживают в Анабарском, Булунском, Жиганском, Оленёкском, Усть-Майском районах – это якутоязычная часть эвенков, которые, к сожалению, на данный момент родным языком не владеют. В Алданском, Олёкминском и Нерюнгринском районах проживают эвенки, сохранившие язык, но по наблюдениям исследователей, в двух первых районах язык сохранился лишь у старшего поколения. По данным всероссийской переписи населения в 2002 году сейчас в Якутии проживает 18232 эвенка.
Кочевья эвенков – людей природы Южной Якутии охватывали обширные территории: от хребтов Джугджура до Олёкмы на западе, Амура на востоке. На территориях Кабактана, Большого Хатыми, Токарикана, Чульмана проживали эвенки родов Буллёт, Нюрмаган, Букачар, Куртак, Буягир, Донгой, Бута, Лоңгорки, Иңэлэс, Кэптукэ. Буллёт и Нюрмаган от Джелтулы к истокам Алдана, Буягир – по Гилюю, Бута – по системе Учура (реки Гонам, Алгома, Худум, Учур) и вершине Зеи, Дэнмэ – по нижним правым протокам Учура, Иңэлэс – по нижним протокам Олёкмы и восточнее, выше по Олёкме – Букачар; Лоңгорки – по Алдану и Амге, Кэптукэ и Куртак – по Зее и Амуру.
В районе от верховий Алдана на восток, включая Сутам в бассейне Учура, на юге – в районе Зеи кочевали Буягиры. Ответвлением от рода Буягир были Лехановы, семь поколений. Основатель ответвления Лекан кочевал между учурскими притоками Токариканом, Сутамом, зейским Ириканом и самой Зеей. Во время кочеваний пересекались и роднились с семьями Бута, Нюрмаган, Дэнмэ, нюкжинскими Букачар, зейскими Кэптукэ.
Род Бута – разросшийся древний род, до начала крещения эвенков уже делился на две группы: алданскую и учурскую. В период крещения они расселились по системе Учура, заняв определенные реки, и дали начало новым поколениям. Имена родоначальников превратились в русские фамилии. Жили они пять поколений назад. В течение этого периода от каждого в поколении бывало по 100 семейств. В роде учурских Бута были и якуты. Например, якут Колэ дал поколение Колесовых, которые занимали территорию по средней части Учура и на запад, включая верхнюю часть системы Худума (приток Алгомы). Другой – Наум из этого же рода после крещения занял территорию верхней части Алгомы и Нуями (проток Сутама) и дал поколение Наумовым. Один из потомков Бута занял территорию по нижней части Алгомы и дал начало поколению Пудовых. Они были расселены по Алгоме и Учуру. Трофим занял территорию от Аима к югу до Маймакана (система Алдана) и дал начало поколению Трофимовых.
На своих территориях эвенки жили хорошо, самодостаточно. В тайге в изобилии плодились лоси, дикие олени, белка, паслись на богатых ягельниках стада оленей, в реках и протоках ходили косяки хариуса, линка, налима и щуки. Вскоре кочевой уклад жизни стал видоизменяться.
В 1925-1927 годах оленеводческие товарищества на реках Алгома и Сутам объединяли первых коммунаров – оленеводов родов Бута, Дэнмэ – Пудовых, Колесовых, Савельевых, Стручковых, Наумовых, Дмитриевых.
20 июня 1924 года Президиумом ВЦИК был создан комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера), который стал заниматься социально-экономическим и культурным переустройством жизни малочисленных народов Севера. В конце 20-х годов были организованы маленькие первичные охотничьи промысловые артели. В начале 30-х годов для эвенков была организована новая форма самоуправления – родовые советы, артели были объединены в охотничье-оленеводческие колхозы.
Тимптонский улус был создан I эвенкийским съездом 29 декабря 1926 года с центром в будке Якут (Буяги). В 1927 году в связи со строительством АЯМа центр с будки Якут переносится в п. Нагорный.
Первый совет на территории бывшего Тимптонского района был образован в 1927 году в интересах кочующих народностей – эвенков и назывался Тимптоно-Буягинский родовый совет. Количество эвенков тогда составляло 300 человек с 1395 оленями и единственной эвенкийской школой на 7 человек в будке Якут.
5 мая 1930 года Тимптонский улус реорганизуется в Тимптонский район с центром в п. Нагорный.
25 сентября 1943 года на основании указа ПВС РСФСР центр района переносится в п. Чульман.
В 1939 – 1947 г.г. Тимптонский район входил в состав Алданского райисполкома. На 1 января 1940 года в Тимптонском районе проживало 7153 человека. На территории 81,8 тысяч квадратных километров сельским хозяйством было занято 1628 человек.
В конце 30-х годов было намечено перевести эвенков на оседание и расширение хозяйственной деятельности. Комиссии земельных отделов подыскали места, и началось строительство поселков. При кочевом образе жизни нужды в строительстве посёлков не было. «Конечно, советская власть делала это из хороших побуждений. Хотели, чтобы северянин жил в хороших отапливаемых квартирах. Но при этом был разрушен семейный кочевой уклад жизни. И это повлекло за собой страшную беду для народов Севера. Произошёл разрыв поколений. А отсюда – проблема сохранения языка, традиций, обычаев», – так метко обозначил это время доктор филологических наук, эвен Василий Афанасьевич Роббек.
По словам старожилов, образование посёлка Золотинка связано с тем, что когда-то вольные старатели-копачи начали копать золото на ручье, который назвали Золотой, возле реки Иенгра. Отсюда и название посёлка – Золотинка.
Золотинский сельсовет был образован 21 октября 1939 года за счет разукрупнения Нагорнинского поселкового (ранее родового) совета (Указ ПВС РСФСР от 21.10.1939 года) с центром в п. Золотинка.
Когда начали организовываться колхозы, эвенки стали вступать в те колхозы, которые были недалеко от их кочеваний.
Большинство эвенков были между собою в родстве. Некоторые семьи жили в районе Амуро-Алданского тракта (колхозы «Токарикан», «Новая жизнь»). Букачар, в основном, жили в колхозе «Новая жизнь», Нюрмаган – в колхозах «Новая жизнь» и «Токарикан». Куртак – в колхозах «1 Мая» и «Новая жизнь». Буягиры, Бута, Дэнмэ, Донгой жили в колхозах «Токарикан» и в колхозе им. Молотова, эвенки из рода Бута и Буллёт – в колхозах «1 Мая», им. Молотова, «Новая жизнь», «Токарикан».
Перед Великой Отечественной войной посёлки этих колхозов были перенесены на новые места. Колхоз «Новая жизнь» переехал из Хатыми в Чульман, позже в Золотинку, а «Токарикан» – в Золотинку.
Колхоз им. 40 лет Октября (объединенные «Примерный ударник» из Алгомы и им. Молотова из Сутама) находился в п. Сутам. Колхоз не имел своей технической базы, большинство колхозников жили в палатках.
Примерно в 1957-1958 годах в п. Золотинка начали перекочёвывать эвенки из п. Сутам. На базе слияния этих мелких колхозов был организован единый колхоз «Дружба».
Первым председателем колхоза был назначен Крылов Семён Изосимович, приехавший из Орджоникидзевского района. Затем председателем был эвенк из Сутама Герасимов Кирилл Петрович. Председателями Золотинского сельсовета были Исаков Тимофей Андреевич, Александров Иван Иванович.
Это было время укрупнения хозяйств малочисленных народов Севера. Объединение колхозов перевело многих эвенков на осёдлый образ жизни. Закрылись маленькие колхозы в Сутаме, Алгоме, как неприспособленные.
На территории сельсовета в период 1957-1961 годов были построены здание интерната на 150 мест, детсад на 50 мест, клуб, жилые дома. В новые дома вселились 300 человек. В это же время в п. Золотинка была открыта семилетняя школа-интернат (раньше дети после окончания начальной школы учились в п. Нагорный). В 1962 году – восьмилетняя, а в 1977 году состоялся первый выпуск десятиклассников.
В 1964 году Николаев С.И. в своей книге «Эвены и эвенки юго-восточной Якутии» представил родовой состав эвенков Золотинского сельсовета таким:
(С середины 17 века Белдеты, Нюрмагаты, Сологоны прибыли из бассейна Вилюя.)
Колхоз «Дружба» специализировался по следующим отраслям: оленеводство (заготовка мяса, транспортировочные договоры на аренду оленей), животноводство, звероводство, охотничий промысел. При тогдашнем развитии техники и дорожной сети транспортировочные договоры на аренду оленей давали колхозу большую прибыль. Убыточной отраслью считалось звероводство (клеточное разведение лисиц). В 1957 году в хозяйстве было 35 лисиц, в том числе 28 самок. Доходы от продажи шкурок – 5,2 тысяч рублей. В 1961 году было 65 лисиц (47 маток), доход составлял 10,7 тысяч рублей.
В 1963 году Тимптонский район упраздняется как административная единица, вся территория отходит в состав Алданского района. Золотинский сельсовет входит в подчинение Алданского райисполкома.
С 1971 – 1975 года колхоз «Дружба» становится отделением «Золотинка» совхоза «Алданский» с центром в п. Хатыстыр.
В соответствии Указа ПАС ЯАССР от 17.02.76 года «О некоторых изменениях в административном составе Алданского района ЯАССР» рабочие посёлков Чульман, Нагорный, Беркакит, Большой Дурай, Хатыми, Перекатный, Суон-Тиит, Угольный, Золотинка переходят в подчинение Нерюнгринского городского Совета народных депутатов. Золотинский сельсовет переименовывается в Иенгринский в связи с образованием железнодорожной станции Золотинка. Дела бывшего Золотинского сельсовета за 1956-1971 годы в количестве 124 единицы находятся на госхранении в ЦГА г. Якутска. Они были переданы Алданским райгосархивом на основании приказа АУ при СМ ЯАССР № 15 от 17.09.1984 года. В основном, это протоколы сессий, заседаний исполкома, бюджет совета, отчеты, похозяйственные книги, документы постоянных комиссий. 26 июня 1980 года в результате пожара сгорело здание сельсовета.
Совхоз «Золотинка» с центральной усадьбой в селе Золотинка, с общей площадью 154206 г. на основании постановления Совета Министров ЯАССР №3 от 08.01.1976г. в связи с образованием нового административно-территориального района, вызванного строительством Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, переходит в ведение Нерюнгринского района.
Такова историческая справка об эвенках Южной Якутии. Так ушли в небытие только что зарождавшиеся селения Сутам и Алгома. В результате повсеместного объединения колхозов, когда по приказу сверху, не спрашивая согласия, людей переселяли из одного обжитого места в неизвестность, в Золотинке (Иенгре) оказались эвенки из селений Сутам, Алгома, Хатыми, Чульман.
В 1975 году в Южной Якутии началась «стройка века» – БАМ. На горе возле поселка Золотинка бамовцами был построен новый бамовский посёлок, как оказалось потом, он был временный. Наш посёлок стал называться «Старая Золотинка», новый – «Новая Золотинка». Позже была построена железнодорожная станция, которая стала называться Золотинка, а наш посёлок в 1977 году был переименован в село Иенгра. Иенгра – это название реки, на берегу которой стоял посёлок Золотинка. Жители были несогласны этим переименованием, но опять-таки их никто не спрашивал: хотят этого они или не хотят.
В настоящие время интенсивное использование природных богатств, развитие мощного топливно-энергетического комплекса наложили отпечаток на современные экономические условия и рыночные отношения. Всё это, безусловно, нанесло невосполнимые потери коренным жителям и природе. Разрушена не только природная, но и социальная среда. Эвенки теряют свои национальные особенности, быстро растет удельный вес маргинальных личностей. Если в 60-е годы языком общения был эвенкийский, то в настоящее время язык общения в селе – русский.
Переход большинства оленеводов и охотников на оседлый образ жизни, интенсивное освоение района, разрушение традиционного уклада повлияло на то, что в последние годы эвенки разделились на группы: таёжные, сельские и городские. Таёжники – эти те люди, которые продолжают заниматься традиционными видами трудовой деятельности. Оленеводство – это их основной и единственный источник жизнеобеспечения, основа сохранения духовной культуры. Профессия оленевода самая тяжёлая: нелёгкие бытовые условия, работа без выходных и отпусков, без современной техники. Несмотря ни на что, это они, таежники, сохраняют неповторимую, восхищающую весь мир культуру, жизнеутверждающую философию, богатейший фольклор. И они же сильнее всех почувствовали негативные экологические последствия внешних воздействий и изменений. И в СССР, и в современной России государство, в лице всех представителей власти, просто-напросто в большинстве случаев не интересуется проблемами оленеводов. Принимаются декларации, законы, которые игнорируются, не работают, а простейшую вещь – отдать земли традиционного обитания исконным хозяевам – народам Севера – нельзя. Не имея права на территорию традиционного природопользования, смогут ли спокойно вести своё хозяйство оленеводы и смогут ли мечтать о лучшем будущем?
В настоящее время большая часть эвенков перешла на осёдлый образ жизни, это сельские жители. Они приобрели другие профессии, стали педагогами, медиками, специалистами сельского хозяйства. Они полностью поменяли уклад жизни, и при этом многие из них потеряли родной язык и культуру. И совсем незначительная часть – городские, они работают в образовании, медицине и в других предприятиях города.
И на сегодняшний день не все благополучно в жизни эвенкийского народа. Сможем ли мы сейчас, после насильственной коллективизации, перехода на осёдлый образ жизни, разрушения традиционного уклада, интенсивного промышленного освоения сами без подсказки и вмешательства сверху, используя весь свой исторический опыт, найти ту верную тропу, которая приведет к процветанию и достойной человеческой жизни?
Из книги Макаровой К.И. “О моих сородичах”, г. Нерюнгри, 1915.