Жилища эвенов

Жилища эвенов различаются по территориальным группам, но в основном существовало два типа переносных жилищ: илум(у) и чорама-дю Традиционное жилище эвенов было необыкновенно удобным жилищем, его собирали и разбирали за 15-20 минут, оно надёжно защищало зимой от холода, а летом от зноя.

 

“Дю – конический чум, крытый берестой, широко известный в прош­лом у других народов Сибири, – был распространён у эвенов Охотского побережья. Чорама-дю – чум с ровдужными покрышками, а также с покрышками из рыбьей кожи, отмеченный Линденау в ХVIII веке у эвенов Охотского побережья, – аналогичен конструкции чукотских и корякских яранг” /30. C.10/. Для перевозки разобранного жилища требовалось несколько оленей.

 

Илум(у) состоит из 4 основных опор из крепких лиственниц. Вокруг него по кругу ставятся такие же жерди – ирука, связанные ремешком. Отсюда и название оленя, на котором перевозят жерди – ирукарук.  При кочёвке олень-ирукарук привязывается к кара­вану последним, чтобы жерди не мешали другим оленям каравана.

 

Чора или чорама-дю намного просторней  илуму, имеет другое строение, аналагичен конструкции чукотских и корякских яранг. Состоит из коротких жердей, связанных по три в каждой связке – чора, верхних жердей, образующих конус – ирука и трёх основных опорных жердей – һалкамча. Чора летом покрывается покрышками – элбэтиӊиз ровдуги-замши, а зимой шкурами. Нижнюю часть чорами наши предки делали из квадратных по форме кусочков бересты, которые соединяли между собой замшей. Их очень удобно было разбирать, так как скалдывались эти квадраты из бересты как книжка. Они очень удобны для перевозки. Дверь устанавливают между двумя халкамча – опорных жердей, сам вход завешивается специальной занавеской из ровдуги – уркэпэн (от слова уркэ – дверь). Внизу уркэпэн прикрепляется специальная палка для закрывания входа. Некоторые звены делали два входа – уркэпэн, чтобы открыть вход с подветренной стороны. Так как в центре жилища раскладывался очаг, между двумя опорными һалкамча устанавливалась специальная жердь (наверху) для под­вешивания котла екэтэн с крючком для прикрепления олравун.

 

Как видно из вышеописанного, установление чорама-дю очень кропотливое занятие, требующее опыта, сноровки, ловкости. Как уже отмечали ранее, установка жилища считалось женским занятием. После каждой кочевки женщины-эвенки довольно быстро устанавливали жилище для своей семьи. После того как оно было установлено и разожжен очаг, становилось тепло и уютно.

 

Продолжим знакомиться с внутренним убранством. Справа от входа неизменно было место для кухонной утвари – чоӊал. Внутри чума землю стелят зелёными ветками лиственницы һэгтэ/һэгтэ. Можно утверждать о том, что они служат одновременно как дезинфекцирующее, освежающее, утепляющее и аморти­зационное средство.

 

Зимние стойбища – зимники назывались тугэдек, мэнэйен, летние – дьугадьак, дьуворкит. Кратковременные стоянки охотников и оленеводов кочевников назывались орикит (эвены), урикит (эвенки).

Кроме указанных видов традиционного жилища в литературе известно использование корьевого чума, крытого дерном голомо, двускатных шалашей калтам/калтамни,  жилищ из жердей и коры  угдан, полуземлянок и срубных домов утэн.

 

Ниже приводим краткое описание цилиндро-конического жилища чорами-дю  и хозйственного сооружения – мэӊэл на эвенском языке:

Чора-дю

Эрэк чорама-дюв һал эвэсэл һярумуч гэрбэччөттэ. Нулгэвэтти эвэсэлбу эррэчин дю һочайоттан.

Чорамав-дюв опти һоч ургэ. Дёр-илан эгдер молбу, һалкамчалбугаватта, һэргидэлэн эрэли чорав оватта, илаталди молбу усич өневэттэ. Эрэлбу илатал гасулри һамучал мол өмэн метрэ гудалкан бивэттэ. Таричөгилиӊонамалбу 15-20 ирукарбу оватта. Чора дюганиду тэргэс (нюлэндэ) элбэтиӊэч, тугэниду нанралди дассотта.

Һадун чорама дӫр уркэлкэн бивэттэн, уркэв уркэтиӊэч дассотта. Дола ими дьэгэнгидэтки чоӊал бивэттэн, дулаклан гулун.

Анӊамта төрлэ нулгэми нярил буюснэми һэррөттэ, чорамав-дюв асал мэндюр оватта, куӊал һэвтэвһэвлэвэттэ. Аике-да, һэвтэ – мучит унӊэн чора-дю долан ими. Аике-да, мут эвэсэл чорамат-дют!

Мэӊэл

Мэӊэл гэрбэ як биһивэн һас-ку? Өтэл мут дялти эвэһэл бөкэтчур мэӊэлэлкэһэл биһитэн. Дюганиду улдэ, олда-да аниӊат муннөн, теми эвэһэл мэӊэл уоврачал. Өмэн ӊонам улбэти һяраӊу дӫр һопкандукун илатал һяраӊат төрукэвэттэ. Тарит голдук опча олдалдун улдэв нокатта. Эчин нокучапча улдэ эһни муннөттэ.