Из истории эвенов

О происхождении эвенов и родственных им – эвенков существуют разные гипотезы. Одна из них связана с государством Бохай (698-926 гг.). Согласно древнекитайским источникам в начале н.э. территория Приморья была заселена древнетунгусскими племенами мохэ [ с.4]. Именно эти племена стояли у истоков формирования первого государства на Дальнем Востоке.После падения Бохайского государства потомки мохэ под названием чжуржены (Х-ХI в.) занимали ведущее место среди других тунгусских племен. В XII в. в ожесточенной войне они разбили племена киданей и завоевали Маньчжурию. Далее чжурженские племена под предводительством императора Агуды овладели северными территориями Китая. В начале ХIII в. монгольские племена Чингисхана разгромили могущественное государство чжурженей.  Мохэсские и чжурженские племена сыграли большую роль в этнической истории и других народов Восточной и Северной Азии.

 

Примерно в IX в. на террриторию Забайкалья, который был заселен тунгусами, вышли тюркоязычные курыкане. Их выход стал первым толчком к продвижению тунгусов на запад и восток от Байкала и на север по реке Лене. Миграции тунгусских племен совершались и к побережью Охотского моря. Объединение монгольских племен и образование монгольского государства в XII-XIII стало вторым толчком к дальнейшему продвижению тунгусских племен по Лене и Алдану к Охотскому морю. В ходе постепенного освоения Сибири в течение ХV-ХVI вв. тунгусоязычные племена достигли Охотского побережья и далее продвинулись на Чукотку и Камчатку. Соприкасаясь с культурой палеоазиатских народов – юкагиров, чукчей, коряков, ительменов, тунгусоязычные племена постепенно оформилась в самостоятельный этнос, отличающийся от эвенков, под названием эвены. Первое номинальное разграничение между охотскими тунгусами и эвенами с помощью этнонима ламут было зафиксировано русскими в 1735 году (ЦГА древних актов, ф.199, д.365, ч.1, № 2, л.62)