Традиционное хозяйство
Эвены вели комплексное хозяйство, которое состояло из добывающих промыслов – охоты и рыболовства, а также оленеводства. Это исторически сложившееся хозяйство по своей форме было исключительно кочевым: охота и оленеводство вызывали необходимость в постоянном передвижении с места на место в поисках обильных охотничьих и пастбищных угодий, а рыболовство – в ежегодных перекочевках из глубин материка к побережью моря, ближе к нерестовым рекам [1,14]. В силу того, что эти народы постоянно кочевали, жилище и транспортные средства, домашняя утварь и другие предметы домашнего обихода соответствовали кочевому образу жизни.
В соответствии с традициями ведения хозяйства эвены, эвены-оленеводы, горно-таежной зоны, занимающиеся также охотой и попутно речным и озерным рыболовством, были известны также как дөнрэткэн – глубинные, внутренние, т.е кочующие внутри континента, оленеводы-охотники, выходцы с побережья, кочующие весной к побережью Охотского моря, a осенью – обратно – наматкан. Безоленные оседлые эвены, занимающиеся рыболовством и зверобойным промыслом назывались мэнэ – оседлые [1,14].
Оленеводство. Следует отметить, что оленеводство у эвенов было преимущественно транспортного направления, лишь местами в прошлом выделялись большие стада, со средним размером 500-1000 голов оленей.
В горно-таежной зоне преобладал вьючно-верховой вид передвижения, в тундренной зоне – упряжной транспорт. У некоторых групп эвенов использовали оба вида передвижения. Нарты назывались турки. Различались легковые и грузовые нарты. Легковые предназначались для езды человека. Грузовые были по размерам шире и больше легковых нарт. Их изготовляли из лиственницы, ели и березы, при этом полозья делали из лиственницы и ели [1, 42].
Были распространены как прямокопыльные, так и дугокопыльные нарты. При этом исследователи отмечают, что в лесотундре использовали преимущественно первый вид нарт, а в пограничных с чукчами и коряками районах – заимствованный у них второй тип нарт [1, 42].
При вьючно-верховом способе передвижения пользовались тремя видами седел: верховыми эмгун, вьючными ин эмгунни, детскими каҥка. Для перевозки детей до 1 года использовали колыбели бэбэ. В период зимних кочевий детей перевозили на специальных нартах-кибитках.
Все предметы домашнего обихода, утварь и запасы еды во время кочевий нулгэ перевозили во вьючных сумах һэрук, муҥэрэ. Они были двух видов: мягкие – из камусов или шкур с головы оленя и твердые – с использованием бересты, точнее берестяных коробов, обшитых камусом или ровдугой. Верховое седло эмгун и вьючное седло ин эмгунни с переметной сумой һэрук крепились одной подпругой из ровдужного ремня – тиҥэтэн. Вьючные сумы в обязательном порядке крепились дополнительными ремнями: переднее называлось өлкөм, задняя – оһуһун [4].
Во время верховой езды всадник всегда использовал посох, мужской назывался нинками, женский – ньура. Общее название посоха тийун. Для обозначения ездовых, вьючных и упряжных животных эвены использовали весьма разнообразную терминологию. Верховой олень называется учак/учик, олень для перевозки детей до года – бэбэрук, детей от года до 5-6 лет – өнэрук. Общее название оленя для вьюка – инучэ, для перевозки спальных принадлежностей – һулрарук, посуды и кухонной утвари – екэрук, перевозки треноги чума – чорарук, везущий жерди-остовы чума – ирукарук, ведущего упряжного оленя – ньуогуһут, второго упряжного – дьэгэнгидэ или дегидэ оран.
Основным средством вылова оленей у эвенов был и остается маут. Он является предметом личного снаряжения каждого оленевода и служит ему всю жизнь, представляет собой веревку длиной от 20 до 35 м, диаметром 3-4 мм, сплетенную из тонких сыромятных веревок-ремней из оленей кожи [1, 36]. Эвенские мауты изготовлялись двух видов: скрученный и плетеный. Мауты, как и все остальные веревки для оленей: ремни, недоуздки, поводки можно было изготовить также из лосиной кожи. В настоящее время эвены, как и другие оленеводческие народы в качестве веревок активно используют капроновые веревки.
В качестве веровок уһи для привязывания оленей служили сыромятные недоуздки енмэр/инмэр. Недоуздки и поводки для верховых оленей назывались ньуог, произодное от слова ньовдай в переводе на русский язык «быть ведущим/первым». Именно по этой причине ведущего упряжного оленя с поводком называют ньуогуһут и его запрягают в упряжку с правой стороны. Поводок второго упряжного оленя – дьэгэнгидэ оран всегда привязывали к ведущему, по причине того, что он является ведомым оленем в упряжке. Упряжь называется – лээмпи. Часто на шею оленям подвешивали колокольчики – чог, деревянные дощечки – каҥалда, по звукам которых определяли местонахождение животного во время свободного выпаса.
Перекочевки нулгэ совершались на 10-15 км. Вовремя перекочевки первым обычно следовал старейшина рода или самый опытный оленевод. За ним цепочкой ехали члены его семьи и, далее, все остальные члены стойбища.
Охота. Эвены охотились До появления ружья предки эвенов охотились преимущественно луком со стрелами нуҥа, самострелами бэркэн, использовали копье гид/гида, нож-пальму на длинной рукояти өткэ. Копье изготовлялась из деревянной палки и железного наконечника. Пальма являлась универсальным орудием, так как её можно было использовать как нож, копье и даже топор. В процессе охоты на пушных зверей использовались различные ловушки-пасти наҥ – петли, плашки, черканы и др. Наиболее распространенными способами охоты на парнокопытных были охота гоном на не обшитых лыжах-голицах – кайсар и лыжах, подбитых камусом – мэрэҥтэ. Кроме того, во время охоты активно использовали собак, верховых оленей, оленя-манщика, применяли такие способы как загон с ловчими ямами, изгородями, подкарауливание зверя у водопоя и переправы.
Рыболовством занимались эвены населявшие берега крупных рек, a также оседлые эвены морского побережья [1, 74]. Последние также занимались морским зверобойным промыслом. Для эвенов горно-таежной и таежной зоны рыболовство имело подсобное значение. По рекам и озерам передвигались на лодках-долбленках – моми. В качестве рыболовных снастей были распространены сети адал/адыл, удочки чэҥэч, острога с приманкой – киркэ. Для охоты на морских животных прибрежные эвены кроме копья гида, использовали трезубые остроги кирамки, гарпун дэбгэ, элгу [2].
Источники
- Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии. – Новосибирск: Наука, 2019.
- История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб., 1997.
- Николаев С.Н.Эвены и эвенки юго-восточной Якутии. – Якутск, 1964.
- ПМА – полевой материал автора.