Таймырские долганы

  Основное население из коренных народностей Таймыра составляют долганы. Это самая молодая народность, проживающая на Таймыре. В XVII веке этой народности не существовало. Их можно было встретить только на Лене, у устьев Вилюя и Муны, а также на побережье Охотского моря. Именно в этих местах были встречены отдельные тунгусские рода с названием долган.

  Как об особом народе в 1843 и 1846 годах упоминают путешественники А. М. Миддендорф и А. М. Кастрен в своих трудах. Существовало несколько точек зрения на происхождение этой народности. Долгое время за рубежом считали, что долганы – это объякутенные нганасаны. В нашей стране считали, что долганы – объякутенные эвенки и эвены. И только профессор Б.О.Долгих на основе трудов А. М. Миддендорфа и А. М. Кастрена пришел к выводу о том, что эта народность «стала образовываться на полуострове Таймыр лишь в течение XVIII и первой половине XIX веков»[1] в результате смешения тунгусов, якутов, русских и даже представителей самодийских народов.

  Основным ядром долганской народности «являются родовые образования долган, донгот, эдян, каранто, затундринских якутов и затундринских крестьян, к которым затем присоединились значительные группы есейско-оленекских якутов-оленеводов, летних и илимпийских эвенков, и отдельные выходцы из энцев и ненцев. Но такой состав сложился не сразу»[2]. Таким образом, эта народность сложилась из групп различного происхождения.

  Ядро долган составили четыре группы тунгусского происхождения: долган, эдян, каранто, долгот. Образовавшись как народность, долганы стали говорить на особом диалекте якутского языка. Сами долганы называли себя «дулган». Это самоназвание одной из родовых групп затем распространилось на всех долган.

  Но еще в недалеком прошлом эта народность называла себя по имени той группы, к которой принадлежит: каранто, донгот, или эдян. Иногда называли себя тунгусами, но отличали себя от эвенков. Называли себя долганы и «тыа, тыалар» или «тыа киһи» тундровые или лесные люди, а также «саха». С 1935 года в Таймырском автономном округе в качестве официального название долган было принято самоназвание якутов – «саха». В образовании народности долган приняли участие около 45% эвенков, 42% якутов, около 11% русских и около 2% самодийцев.

  Например, Тюприн (Чуприн), у затундринских якутов эвенкийского происхождения, предположительно Спиридоновы – русского происхождения, а Войлочковы и Уксусниковы смешанного происхождения. Таким образом Б. О. Долгих приходил к выводу, что наиболее правильным, учитывая все эти обстоятельства, этнический состав долган по их происхождению можно представить таким образом: эвенков – 50-52%, якутов – 30-33%, русских – около 15% и самодийцев – 3-4%. Анализируя эту народность по языку Б. О. Долгих считает, что в 30-е годы XIX века не менее 60% основного ядра долган говорила на якутском языке, около 20% – на русском. В настоящее время долганы живут в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе и в Анабарском улусе Якутии. По переписи 2010 года численность составляет 7885 человек, на Таймыре проживает около 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.

[1] Долгих Б.О. Происхождение долган. СЭС. Москва, 1962.

[2] Долгих Б.О. Происхождение долган. СЭС. Москва, 1962, стр. 101

 

 

Литература:

  1. Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра: 1. Пособие для учителей и учащихся. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1993. – 108 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.google.com/url?q=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2594%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258B&sa=D
ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх