Нематериальное культурное наследие
коренных народов Республики Карелия
Изготовление печи («PÄČ»)
Вепсские охотники, сенокосники и рыбаки, когда уходили на промысел на неделю и больше, изготавливали временную печь. Печь ставили в лесу или на берегу озера, но обязательно на одном и том же месте. Готовой еды на неделю в лес не возьмешь, испортится, поэтому что-то простое, например, крупу запаривали прямо на месте.
По воспоминаниям местных жителей деревни Каскесручей нам удалось сделать реконструкцию такой печи. На помощь пришли председатель общины «Kaskezkala» Александр Морошкин и Владимир Харитонов, уроженцы деревни Каскесручей. Оба вепсы, заядлые охотники и рыбаки. Александр и Владимир прекрасно владеют вепсским языком, говорят, что в деревне теперь мало, кто говорит по-вепсски, но сами они между собой разговаривают, поддерживают традиции, стараются передать всё, что знают, своим внукам и племянникам. Участниками съёмок стали Артём Мелеев, Максим Чирков, Ярослав Чебышев и Макар Мелеев.
Место для проведения съёмок было выбрано не случайно. Берег Онежского озера для рыбаков особенно значим. Мастера вместе с ребятами заготовили ивовые ветки, но лучше всего использовать рябиновые ветки. Они хорошо гнутся и имеют свойство отгонять всякую нечисть. Заготовки сделали примерно одной длины. Ветки очистили от листьев. Для того, чтобы закрепить ветки между собой, сделали основу. Как правило её делали из веток, переплетая между собой, но мы сделали основу из двух деревянных дощечек.
Ветки поставили дугой в заранее подготовленные отверстия. Когда каркас был готов, обмазали его глиной снаружи и изнутри, которую собрали тут же на берегу озера. Когда печь была готова, положили в неё щепок, развели огонь, добавили дровишек, а затем на горящие угли поставили чугунок с крупой. Пол часа и наша каша была готова. Вот так просто на природе можно из подручных материалов соорудить печь и что-нибудь приготовить.
Видеоролик создан в рамках проекта Вепсский этнопарк “Kalarand”, реализуемого Обществом вепсской культуры в партнерстве с Администрацией Рыборецкого вепсского сельского поселения при поддержке Фонда президентских грантов, а также Министерства национальной и региональной политики Республики Карелии.
Вязание веников («VAST»)
Деревенские жители как никто лучше знают, что в бане можно не только попариться и помыться, но и поправить своё здоровье, и даже очиститься. Баня по-вепсски «kül’bet’» («кюльбеть»), где живёт «kül’bet’ižand» (“кюльбеть-ижанд”), которого нужно уважать, почитать и обязательно благодарить. А какая баня без веника? Берёзовый, можжевеловый, дубовый и даже травяной веник можно не только купить в магазине, но и изготовить своими руками.
В видеоролике мы расскажем, когда лучше всего заготавливать веники, как правильно и быстро связать веник для бани, как веник запарить, какой длины должны быть веточки и сколько прутиков лучше связать в веник, чтобы он сохранил свои целебные свойства. Мастер-класс для участников съёмок Ангелины, Карины, Саши и Сони проводят местные жители вепсской деревни Каскесручей Прионежского района Республики Карелия Алевтина Наумова и Валентина Сорокина.
По традиции вепсы заготавливают веники летом, обычно в середине июня – июле до появления сережек на берёзе. В народе говорят «на Троицу». По вепсскому поверью, именно в Троицу собранные веники имеют особую магическую и целебную силу. В это время березовый лист становятся крепким, мягким и источает легкий аромат. Лучше всего собирать ветки березы в хороший солнечный день вблизи рек и озер. Лучшие ветки в нижней части берёзы. Сушить же веники лучше парами на сарае или чердаке, где прохладно и сухо.
Интересно, что вепсы использовали веник не только в бане. В доме веником подметали пол, убирали пыль. Веник служил хорошим оберегом дома. Он ставился в угол и охранял семью от злых людей. В бане веником парились, замачивали его в кипятке, а затем омывали березовым настоем все тело и волосы. Веник использовали в магических обрядах. Например, когда женщина чувствовала приближение родов, она запаривала веник кипятком, мыла им потолок, стены, пол дома и то место, где собиралась рожать. Когда рождался младенец, свекровь, прежде чем вступить в дом, на порог клала березовый веник, нужно было перешагнуть через него. Березовый веник очищал и забирал все плохое у ребенка и матери. Свекровь мыла место роженицы запаренным веником. А вот молодые девушки в Святки с помощью веника гадали. Выходили после бани и кидали веник через плечо, в какую сторону ручка упадет, с той стороны и жених будет.
Видеоролик создан КРОО «Общество вепсской культуры» в рамках проекта Вепсский этнопарк “KALARAND” при поддержке Фонда президентских грантов в партнерстве с Администрацией Рыборецкого вепсского сельского поселения, вепсской общиной “Kaskezkala”, Рыборецкого Дома культуры, Вепсского этнокультурного центра “Värtin”.
Сбор лечебных трав («HEIN»)
Как известно, раньше в вепсских деревнях аптек не было. Чтобы сохранить свое здоровье крепким, люди собирали травы, сушили их, а при необходимости заваривали. Практически в каждой деревне был травник или травница, по-вепсски «heinäntedai» (“знаток трав”).
Так, например, зверобоем омывали ребенка. Его использовали при боли в животе. Но, как говорят знающие люди, пить долго настой из зверобоя нельзя, поскольку может нанести вред печени. А вот листки красного клевера помогали остановить кровь. Они способствовали заживлению ран и нарывов. Ещё более известным растением для остановки крови был подорожник.
Знания о лечебных травах вепсы передавали из поколения в поколение. Они издревле знали, какие растения лекарственные, а какие нет. Многие лекарственные растения помогали людям выживать в трудное время, сохранять свое здоровье и укреплять детский организм.
О том, какие лекарственные растения были наиболее распространены у вепсов, в видеоролике расскажет житель вепсской деревни Каскесручей Прионежского района Республики Карелия Валентина Сорокина. Ещё будучи ребёнком мать научила её собирать травы. Всю свою сознательную жизнь Валентина Яковлевна использовала секреты. В видеоролике Валентина Яковлевна делится своими знаниями с нами.
Видеоролик создан КРОО “Общество вепсской культуры” в рамках проекта Вепсский этнопарк “KALARAND” при поддержке Фонда президентских грантов в партнерстве с Администрацией Рыборецкого вепсского сельского поселения, вепсской общиной “Kaskezkala”, Рыборецкого Дома культуры, Вепсского этнокультурного центра “Värtin”.
Muzik aldoine Kirdeine
У каждого человека есть воспоминания и места, которые очень значимы для него. Чаще всего воспоминания связаны с домом, детством, его запахами, вкусами, маленькими, но памятными вещами, первыми друзьями, первой любви. Рано или поздно человеку приходится “оторваться от родного дома”, ” вылететь из гнезда” в поисках лучшей доли. Как бы не были оправданы эти поиски, образы родного дома, семейного очага никогда не уходят из памяти. Обязательно приходит момент, когда они зовут нас обратно. Так и героиня клипа вспоминает родной дом, все то, что так дорого её сердцу, когда пишет ответ на письмо матери, пришедшее из родной деревни.
ВЕПССКОЕ СЕЛО ШЕЛТОЗЕРО («ŠOUTJÄRV’»)
Видеоролик про старинное вепсское село Шелтозеро создан КРОО «Общество вепсской культуры» при участии учеников МОУ “Шелтозерская СОШ” на вепсском языке с русскими субтитрами в рамках проекта Pagin kulub, sana lendab! при поддержке Министерства национальной политики Карелии в 2020 году.
Историю вепсского села Шелтозеро, Прионежского района, Республики Карелия представляют Валерия Смирнова (11 класс), Ксения Кикинчук (11 класс), Роман Куркин (7 класс), Алеся Анушенкова (учитель вепсского языка).
Село Шелтозеро расположено на северо-западе России в Республике Карелия в 83 километрах от города Петрозаводска. Численность населения составляет около 1000 человек. Шелтозеро – вепсское село, где проживает коренной малочисленный народ – вепсы.
Жители села испокон веков сохраняют вепсский язык, традиции и культуру вепсского народа. Малыши начитают знакомиться с культурой и языком своих предков еще в детском саду, а сев за школьную парту, уже глубже погружаются в основы вепсского языка. Ведь сегодня вепсский язык ведется в Шелтозерской школе в качестве обязательного предмета.
Главная достопримечательность Шелтозера – вепсский этнографический музей. Еще в 60-е годы по инициативе вепсского краеведа, собирателя вепсского фольклора Рюрика Петровича Лонина начала собираться первая коллекция предметов вепсского быта. В 1967 году была открыта первая экспозиция музея, в в 80-м музей стал филиалом Карельского Государственного Краеведческого Музея. Сегодня шелтозерский музей носит имя этого великого человека.
Неотъемлемая часть этнографического музея – Вепсский народный хор. В 2021 году хору исполнится 85 лет. Хор знают и любят не только жители села Шелтозеро, но и далеко за его пределами.
Славится село Шелтозеро и вепсскими мастерами-ремесленниками, которые сохраняют и передают молодому поколению свои навыки и умения.
ХРАНИТЕЛЬ ВЕПССКОГО СЕЛА ШОКША (“VEPSÄN MAN KAIČII”)
Видеоролик “ХРАНИТЕЛЬ ВЕПССКОЙ ЗЕМЛИ” создан учениками МОУ “Шокшинская СОШ” на вепсском языке с русскими субтитрами при поддержке КРОО «Общество вепсской культуры», Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия в рамках проекта Pagin kulub, sana lendab! В 2020 году.
Историю вепсского села Шокша и поселка Кварцитный Прионежского района Республики Карелия представили Кирилл Гапанович (9 класс), Таисия Мешкова (4 класс), Марионелла Морева (4 класс), Евгения Пянтукова (учитель вепсского языка).
Шокша – старинное вепсское село в Прионежском районе Республики Карелия. Впервые село упоминается в «Писцовой книге Обонежской пятины» в 1563 году. Чем же интересна Шокша? Прежде всего, это родина известного купца 1-й гильдии Марка Пименова, на средства которого возводились мосты, храмы, дома и многое другое в Петрозаводске и Петербурге. Например, Аничков мост в г.Санкт-Петербурге, крепостные сооружения в Кронштадте и роддом в Петрозаводске.
Именно в Шокше расположено единственное в мире месторождение малинового кварцита, из которого сделаны саркофаг Наполеона Бонапарта, Мавзолей В.И. Ленина, Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, детали интерьера Исаакиевского собора, пьедестал памятника Николаю I на Исаакиевской площади в городе Санкт-Петербурге. В настоящее время добыча кварцита ведётся в посёлке Кварцитный, расположенном севернее от села Шокша.
В 16 км от Шокши расположен Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь, который был основан в 1562 году. Посещение этого священного места производит на человека неизгладимое впечатление. А еще в селе Шокша и пос.Кварцитный проживает удивительный народ – вепсы со своим языком, традициями и культурой. Главным сторожилой села является Михаил Александрович Пиджаков, которому в этом году исполнилось 90 лет!
ВЕПССКАЯ ДЕРЕВНЯ КАСКЕСРУЧЕЙ («ARMAZ KASKEZ»)
Видеоролик про вепсскую деревню Каскесручей (“ARMAZ KASKEZ”) на вепсском языке с русскими субтитрами создали ученики Финно-угорской школы имени Э. Лённрота – Арина Козюк (8 класс) и Ангелина Чиркова (5 класс, Академический лицей) при поддержке КРОО «Общество вепсской культуры», Министерства национальной политики Карелии в рамках проекта «Pagin kulub, sana lendab!» в 2020 году.
Деревня Каскесручей – древнее поселение вепсов, живописно расположенное на берегу Онежского озера в Прионежском районе Республики Карелия. Это место, которое притягивает своей красотой – зелеными лесами, широкими полями, старинными домами и удивительно добрыми людьми.
Упоминания о дер. Каскесручей можно встретить в печатных изданиях разных времён. Сохранились свидетельства, как вепсы Каскесручья занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством, на каменоломнях, на выделке кожи, практиковался сезонный отхожий промысел.
Сегодня в Каскесручье немного людей живёт постоянно, но летом, когда в каждый дом приезжают целыми семьями на отдых, повсюду слышны детские голоса, Каскесручей словно оживает, пробуждается ото сна. Жители, как и прежде занимаются земледелием, держат скот, рыбачат, а когда наступает сезон ягод и грибов, спешат в лес. Здесь до сих пор слышны разговоры на вепсском языке. Местные стараются сохранять язык, культуру и традиции своих предков, бережно относятся к истории деревни и гордятся своим происхождением.
Галина Константиновна Тимкина – жительница деревни Каскесручей, её дочь Татьяна Тимкина и односельчане Владимир Харитонов и Валентина Сорокина живут в городе, но на выходные спешат в родную деревню, где чистый воздух, любимое озеро и родной дом.
ВЕПССКОЕ СЕЛО РЫБРЕКА («KALEIG»)
Создателями видеоролика про вепсскую деревню Рыбрека на вепсском языке с русскими субтитрами являются обучающиеся МОУ «Рыборецкая СОШ» Ирина Миронова (6 лет), Марьяна Савельева (2 класс), Валерия Сотникова (6 класс), Мария Миронова (учитель вепсского языка). Видеоролик создан при поддержке КРОО «Общество вепсской культуры», Министерства национальной политики Карелии в рамках проекта Pagin kulub, sana lendab! в 2020 году.
Рыбрека – старинное вепсское село в Прионежском районе Республики Карелия. Первое упоминание о нем датируется 1496 годом. Село расположено на берегу Онежского озера в 100 км от города Петрозаводска. Большинство жителей – вепсы. На начало 2020 года численность населения составляет более 700 человек.
Рыборецкая средняя школа и детский сад являются культурным и образовательным центром в селе. В школе и в саду дети изучают вепсский язык, знакомятся с традициями и обычаями вепсского народа. На протяжении многих лет школа принимает активное участие в проектах, фестивалях, конкурсах, конференциях, направленных на сохранение и развитие вепсского языка и культуры. В Рыбреке функционирует Вепсский этнокультурный центр Värtin («Веретено»), который ориентирован на сохранение и развитие вепсской национальной культуры, народных промыслов и ремесел вепсов.
Издавна жители села занимаются охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. Основная часть населения работает на горнодобывающих предприятиях. Ведь в Рыбреке добывают габбро-диабаз. Камень пользуется большим спросом не только в России, но и за рубежом. Из карельского габбро-диабаза изготавливают памятники, облицовочные плиты, плиты мощения, брусчатку, столешницы, мебель и другие изделия.
Рыбрека – родина Героя Советского Союза, партизанки, девушки-разведчицы, отдавшей жизнь ради победы над врагом Анны Михайловны Лисицыной. В центральной части села установлен памятник в её честь. Рыбрека – красивое, развивающееся село. Здесь строят дома, работают магазины, почта, медпункт, дом культуры, дети ходят в школу и детский сад, но то, что здесь живет малочисленный народ – вепсы, делает село уникальным местом, куда гости и туристы стремятся приехать вновь и вновь!
ПЕТРОЗАВОДСК – СТОЛИЦА КАРЕЛИИ («PETROSKOI»)
Видеоролик про город Петрозаводск “PETROSKOI” на вепсском языке с русскими субтитрами создан учениками Финно-угорской школой им. Элиаса Лённрота в рамках проекта Pagin kulub, sana lendab! при поддержке КРОО “Общество вепсской культуры”, Министерства национальной политики Карелии в 2020 году. Создателями ролика являются Арина Козюк (8 класс), Ангелина Чиркова (5 класс), Кристина Стрелкович (учитель вепсского языка).
Город Петрозаводск расположен в удивительно красивом месте — в Карелии. Впрочем, при его основании руководствовались не живописностью карельских пейзажей, а выгодным месторасположением. И не прогадали — Петрозаводск довольно быстро вырос, превратившись в крупный город.
Иногда Петрозаводск называют портом пяти морей. И это действительно так. Карельская столица с помощью каналов и рек соединена сразу с Балтийским, Белым, Чёрным, Каспийским и Баренцевым морями. А еще Петрозаводск – единственный город России, названный в честь Петра I. Заложенный по его приказу в качестве оружейного завода, он с течением времени разросся и окреп. Но археологи установили, что первобытные люди жили в этих краях задолго до этих событий, во времена каменного века, около 8000 лет назад.
Сейчас в Петрозаводске проживают представители более чем 50 народов, в том числе около четверти всех этнических карел и вепсов. Большая часть населения, впрочем, здесь приходится на русских – около 80%. Петрозаводск – красивый город как летом, так и зимой. Он привлекает туристов со всего мира. Давайте посмотрим на Петрозаводск глазами карельских школьников!