Долганская традиционная одежда
У долган однослойная верхняя одежда. Обычно ее шили в период наступления полярного дня. Это тяжелый изнурительный труд, требующий времени и терпения, усердия и мастерства. Нужно виртуозно владеть скребком. Наиболее употребим долганский скребок (бака), который под тем же названием известен нганасанам и энцам. Другой скребок (кыхыан) известен у нганасан под название моротенса, у энцев – нагио и считается у них долганским.
У долган кроевая традиционная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Одежде придавали значимость вышитые на ней орнаменты, которые представляли собой особые и сакральные смыслы. Орнаментальный комплекс может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню.
Существует 18–20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков. Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев. Сначала мастерицы подбирали одинаковые, с коротким ворсом шкуры и приступали к крою, используя специальный нож. Выкраивали три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию. Женская одежда приталенная, сзади удлиненная. Полы спереди сходятся встык, застегиваются на пуговицы или завязываются замшевыми вязочками. Нижняя часть полы расклешена, по бокам вшиты клинья.
Верхняя одежда
Традиционная одежда долган различалась по назначению: тыатаагы таңас (промыслово-охотничья), өлүннъүк таңас (погребальная), таңара maңaha (празднично-выходная).
С празднично-выходной связана особая категория нарядной одежды, которая неразрывно связана с кочеванием и дорогой. Такое отношение к выходной одежде можно наблюдать и в наше время. Нарядные, вышитые вещи, представляющие достаточную редкость в повседневной жизни поселков, чаще можно увидеть у выезжающих из тундры или приезжих оленеводов и их семей. В такие дни жизнь заметно преобразуется, серая обыденная картина оживает яркими красками
нарядной одежды оленеводов. Сезонные перекочевки всегда были связаны с радостными событиями, именно в это время происходили межродовые контакты и встречи, оленеводы нередко устраивали круговые танцы, различные игры, состязания. Среди молодых людей обычно совершались брачные знакомства. Поэтому во время летних перекочевок люди старались переодеваться во все нарядное, женщины и мужчины надевали вышитые кафтаны, головные уборы, обувь. Эту особенность кочевой жизни северян неоднократно отмечали многие этнографы-североведы.
Главная особенность промысловой одежды долган — ее маскированность. В зимнее время одежду шили из белых шкур, летом лучшим считался серый цвет. Нижнехатангские (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край) якуты и долганы во время охоты на дикого оленя также одевались во все белое: доху, шапку и обувь.
Существовали специальные виды промысловой одежды. Во время охоты, для того чтобы бесшумно подползти по снегу к дикому оленю, надевали меховой фартук из камуса “дьилбээңки” или “кыылга үөмэр түhүлүк”. Иногда для этой цели нагрудник шили из собачьей шкуры. Для охоты наиболее практичной считалась глухая одежда с капюшоном. Северные якуты также пользовались передником, называемым “далыс”, его носили и во время летней охоты в тундре. Одеваясь в такой передник, охотник не только предохранял себя от грязи и влаги, но и облегчал себе скольжение, когда подползал к стаду диких оленей. Его шили из оленьих камусов, направляя шерстью вниз.
Мужская шапка хорбоомии (гармомии) из белых шкур считалась промысловой, поскольку мужчины надевали ее во время охоты на дикого оленя. Летом охотники носили ровдужные капоры, с внутренней стороны которых у конца ушек пришивали по кармашку, куда клали пули.
В погребально-обрядовой практике долган одежда играла особую символическую роль. В качестве материала для погребальной одежды предпочиталась ровдуга, обувь шили замшевую. Главное требование погребальной одежды — соответствие традициям (она должна быть ритуально чистой, желательно новой и в то же время знакомой). Эта характерная особенность одежды покойного известна в погребальных традициях многих народов. Знаковость — важное свойство погребальной одежды. У долган погребальная одежда (өлүнньүк таңас), согласно обычаю, готовилась заранее. Каменские эвенки также поступали в изготовлении одежды покойного (буhиктэтигэс). Следует отметить, что заблаговременное приготовление погребальной одежды — весьма характерный обычай у многих сибирских народов (и не только). Это во многом было связано с особенностями традиционного мировоззрения. Считалось, что человек после смерти, попадая в мир мертвых, находил там своих сородичей и родственников, поэтому очень важно было одеть его в традиционную одежду, чтобы по ней узнали его и приняли в «мир предков».
Особым запретом считалось хоронить покойника в бисерной одежде, так как бисер имеет отверстия, через которые будет смотреть злой дух (гини үүттээк, онон көрө hытыа диэн). Запрещалось также получать такую одежду от больного, так как дух болезни через отверстия может забрать человека (огуруо үүтүн устун ылыа дииллэр). Строго запрещалось шить погребальную одежду из шкур «клыкастых» хищников (аhыылаактар): волка, песца, лисы, росомахи, поэтому с одежды покойника всегда предварительно отпарывали меховую опушку и бисерную отделку.
Головной убор
Шапки шились праздничные и повседневные. Она имеет капорообразную форму и состоит в основном из четырех деталей: двух боковых, продольной и передней, утепленных внутри мехом песца или зайца.
Шапка плотно облегает голову, защищая уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками. Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел свое назначение.
Праздничную бисерную мужскую шапку шили из черного сукна, меха неблюя на меховой подкладке. Тщательно расшивали такую шапку юные мастерицы. Существовал обычай: если девушка наденет такую шапку своему избраннику, то считается, что они помолвлены. Капор украшали бисером и аппликацией, по голове вдоль лица – вышитая полоска. На затылке вшивалась ярко-красная суконная вставка, которая украшалась орнаментом из цветного бисера в виде четырех лепестковых розеток. По бокам полосы по диагонали располагались вышитые бисером фигурки в виде острых углов острием вниз. Вся композиция завершалась меховой опушкой.
Обувь
Обувь, сшитая из оленьих камусов, очень разнообразна. Она делится на домашнюю – короткую и длинную, обувь для улицы, для праздников. Мужские и женские унты имеют вертикальные вставки, вышитые цветным бисером. Верхняя часть унтов шьется из красного сукна шириною 12–13 см, расшивается бисером узором «розетка», которая чередуется с вертикальными узорными полосами. Обычно эта обувь шьется из очень темных или белых камусов. В унтайки, предназначенные для улицы, шьются чижи (чулки) из хорошо выделанной шкуры взрослого оленя. Особенностью детской обуви, так называемой «лопатки», является то, что край ее носовой части имеет округлую форму, как лопатка. В таких унтайках детям удобно ходить и легко надевать их на ноги. Подошвы на все виды обуви ставят из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь. В осенне-весенние дни для впитывания влаги вкладываются стельки из сухой травы.
Источники:
- Орнамент – язык предков / В.И. Батагай [и др.]; ред.: В.Г. Заварзина [и др.]. – Дудинка: [б.и.], 2020. – 156 с.: ил. URL: https://www.tdnt.org/pdf_poli.php?id=41&t=publ
- Саввинов, А. И. Традиционная одежда в обрядах и представлениях долган / А. И. Саввинов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 140. – С. 7-20. – EDN NWGRUB.
- Информант – Батагай Василий Иванович, знаток долганской культуры.
- Информант – Столыпина Любовь Александровна, хранительница долганской культуры и языка.
Составитель: Константинова Ася, ведущий специалист кафедры ЮНЕСКО СВФУ