Традиционная одежда ненцев
Описание к видеозаписям. Хранительницы ненецкой культуры: Яроцкая Анна Павловна, художник по ненецкому костюму Таймырского дома народного творчества и Роза Янковна Яптунэ, известный журналист Таймырского радио подробно расскажут и покажут как устроена ненецкая одежда.
Верхняя и нижняя одежда
Суровый климат Крайнего Севера требует надежной одежды, способной защитить зимой от лютого мороза, а летом – от гнуса. За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза.
Одежда ненцев делится на мужскую и женскую. Традиционная мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика, пояса и шапки. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехов внутрь. К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. В холодную погоду поверх малицы надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носиться без пояса.
Женская зимняя одежда включает ягушку, пимы, меховые штаны, пояс, чижи и шапку. Ягушка отличается от мужской малицы только разрезом спереди и богатой отделкой. Украшают женскую одежду аппликацией из кусочков кожи и цветной замши, нашивая отдельные элементы так, чтобы получился характерный орнамент. Также низ рукавов, края капюшона, головные уборы обшивали мехом пушных зверей.
Летняя одежда редко шилась специально, обычно это была поношенная зимняя одежда без подклада, у которой сильно вытерся мех. С приходом русских и развитием торговли летнюю одежду стали шить из сукна.
Ненецкая обувь обычно шьется высокой, до паха, такую обувь называют пимы. Пимы шьются из шкур, снятых с ног оленей, на пошив мужских пим уходит около десяти шкурок, на пошив женских восемь. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для удобства ношения пимы подвязывают ремешками под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха, женские чижи короче мужских.
Для маленьких детей шили одежду наподобие комбинезона из мягких оленьих шкурок.
Мужская одежда
Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.
В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: там ворс длиннее. А для лицевой – с нижней, где более крепкий ворс. К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: «В одну дырку входишь – из трех выходишь».
Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки. При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу. Называется эта часть «панд», что по-ненецки значит «подол». В месте стыковки верней части малицы и «панда» для придания одежде более красивого вида пришиваются полоски разноцветного сукна, а также белого и черного меха. Поверх малицы надевают «мальця танга» – чехол из красивого сукна или тонкой материи, предохраняющий мездру шкур (нижний слой) от сырости и грязи. Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят.
Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы. Пояс у ненцев – символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги – медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками.
В мороз и пургу мужчины поверх малицы надевают «сокуй» («совик-соок»), который немногим отличается по своему покрою от малицы. Это глухая без разреза одежда до колен. Он намного длиннее и шире малицы. Затылочная часть «сокуя» кроится вместе с капюшоном, и рукавицы к нему не пришивают. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Это «себя вар» – край капюшона. К нижней части «совика» пришивается подол из меха белого оленя – «соок нгэсо». Надевают «совик» мехом наружу и не подпоясывают. «Совик» из белого или пестрого меха оленя – нарядная, праздничная одежда ненцев. «Сокуй» – уличная одежда, его никогда не заносят в чум. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В случае непредвиденных остановок в пути «сокуй» служит предусмотрительным ненцам спальным мешком. В нем ложатся прямо на снег. На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол.
Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура. Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь. Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.
Шапка мужская – традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка.
Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец.
Вторая разновидность мужской парадной шапки – это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад. Передняя и затылочная части шапки выкраиваются из целых кусков, причём перёд изделия бывает более высоким. Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.
Отличие мужских шапок от женских заключается в расположении суконных украшений. Суконные полоски на мужских шапках нашивают вдоль шва по кругу (если шапка с короткими ушами, то и вдоль боковых швов). Ненецкие мужчины очень бережно относятся к своим головным уборам. Нарядные шапки они хранят в мешках, а те, что носились каждый день, войдя в чум. Привязывали к шесту чума за ремешки или заталкивали за шести. Одним словом, старались шапку не бросать и клали на более высокое место. Гости. Пришедшие ненадолго, шапку не снимали или держали её на коленях.
Женская одежда
Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.
Штаны женские, меховые – нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви. На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви. В восточных районах Ямала женские штаны у ненцев имели пришивной нагрудник, представляющий собой полосу меха или ровдуги от талии до шеи. Он имел вверху два ровдужных ремешка, которые завязывались сзади на шее. Наличие нагрудника объясняется тем, что бытовала распашная одежда в условиях суровой зимы. Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.
Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.
Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.
Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.
Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.
Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком. В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха. Шапки этого типа состоят из трёх частей – центральной части – длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину. Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.
Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон. Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.
Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер. Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.
Одежда детей до 3—4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» — одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5—6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Головной убор был пришит к одежде, так как дети не любят одеваться долго. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.
Чтобы привить детям представления о том как устроена их одежда, родители учили своих детей шить одежду для своих игрушек. Игрушки состоят из клювиков уток, гусей и прочих птиц, к которым пришивают одежду.
Обувь
Женские бакари– ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоит обувь из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские бакари расходуется около восьми камусов. Покрой женских бакари несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.
По указанным признакам женские бакари всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пимов, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пимы. Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Всё зависит от мастерства и вкуса женщины, шьющей данную обувь. К каждому виду материала у мастерицы свой подход. Женские бакари часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а бакари девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и бакари, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким. Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни. Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок для хранения обуви и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей. Это связано с представлением ненцев о способности женщины, а точнее, её шага и соответственно ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира (об этом говорится во многих ненецких легендах).
Бакари мужские – ненецкая национальная обувь, которая шьётся из десяти камусов осенних оленей. Швы у бакари внутренние, то есть по шерсти. Подошву шьют из щеток с ног оленя, снятых с подошвы ноги оленя, или шкурки “тай” с головы оленя, при этом на подошве ворс направлен назад. Под бакари надевают чижи “тобак”, сшитые из осенних шкур молодого оленя или заячьих шкур, подшитых тканью. Ненец имеет при себе 2-3 пары такой обуви. Для пошива бакари используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Мужские бакари по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Их спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских бакари такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.
На мужских бакари используются орнаменты, такие как «оленья тропа», «рога лося», «мужская голова», «чумики», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается. Такая обувь привязывается с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти или из шерстяных ниток жаккардовым способом. Подвязки бывают длиной 1,5 – 2 метра, шириной 2-3 см. Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Бакари ненцы носят 5-7 лет и более, у каждого мужчины обязательно имеется 2-3 пары, которые могут передаваться по наследству или «уносятся» с ним в нижний мир, есть также выходные или праздничные бакари, которые могут служить всю жизнь.
Пояс “ни”, “ни’ иня” – эти праздничные пояса плетут из бисера с использованием различных орнаментов и цветовой яркой гаммы в правильном сочетании. В повседневной жизни используют крепкие пояса из кожи с металлической бляшкой из латуни. На поясе спереди с левой стороны (если мужчина левша, то с правой стороны) закрпляются ножны с мужским охотничьим ножом, а с правой – точило для ножа и замшевый мешочек для пороха, табака. Ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди.
Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение.
Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты.
Источники:
- Орнамент – язык предков / В.И. Батагай [и др.]; ред.: В.Г. Заварзина [и др.]. – Дудинка: [б.и.], 2020. – 156 с.: ил. URL: https://www.tdnt.org/pdf_poli.php?id=41&t=publ
- Информант – Яптунэ Роза Янковна , носительница ненецкой культуры и языка, известный журналист Таймырского радио, участница клуба «Май’ма».
- Информант – Яроцкая Анна Павловна, художник по ненецкому костюму Таймырского дома народного творчества.
Составитель: Константинова Ася, ведущий специалист кафедры ЮНЕСКО СВФУ