Эйнес Лилия Ивановна
художник-косторез, Чукотский Автономный Округ, г. Анадырь
Обработка кожи и меха – одно из древнейших ремесел коренного населения Чукотки. Чукотские женщины до настоящего времени умело используют кожу и мех для шитья и украшения одежды, обуви, для изготовления настенных ковриков, всевозможных сумок, украшений и многих других предметов. Изготовление изделий из кожи и их декорирование – трудоемкая работа, требующая художественного вкуса и высокого мастерства, глубоких знаний.
Основным материалом для изготовления кожаных и меховых изделий служили и служат шкуры оленей и морских животных (нерпы, моржа). Мастерицы Чукотки умели великолепно обрабатывать различные виды шкур, учитывая особенности их строения, плотности, эластичности. Они красили выделанные кожи настоем ольховой коры, иногда использовали и минеральные красители, продымливали кожи над костром, что не только придавало им красивый оттенок, но и усиливало их водонепроницаемые свойства.
Для обработки кожи и меха и декорирования изготовленных из них вещей использовали специальные инструменты и оборудование: кроильные доски, доски для размягчения и выделки шкур, скребки (каменные и металлические), скорняжные ножи, иглы различных размеров (в том числе двухгранные и трехгранные), наперстки (костяные и металлические).
Способы украшения кожаных изделий отличались многообразием. Они зависели от назначения предмета и особенностей материала. Особенно тщательно украшались одежда и предметы, связанные с праздниками. Отделочными материалами, применяемыми в художественном оформлении изделий были шкурки животных с красивым пушистым мехом (песцов, росомах, собак) подшейный волос оленя, сухожильные нитки, изготовляемые из спинных и ножных жил оленя, бисер (фарфоровый и стеклянный).
Среди художественных приемов декорирования одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Чукчи использовали для этого пучки из белых волос оленя. Пучок прихватывали к основе стежками ниток. При этом использовались различные виды накладных швов (“простой шов”, “жгутик”, “зигзаг”). Комбинируя швы, мастерицы составляли прямолинейные и криволинейные орнаменты разной фактуры, имитировали игру света и тени.
Один из уникальных приемов декорирования изделий северных мастериц -меховая мозаика. Она представляет собой соединение контрастных по цвету кусочков меха, которые вырезают в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других фигур. Мозаикой украшали одежду, обувь, головные уборы, сумки.
Распространенный прием декорирования – аппликация – наложение одного материала на другой. Практиковалось три типа аппликации: кожей по коже, мехом по коже и кожей по меху. Аппликационные детали в виде различных геометрических фигур вырезались обычно из белой мандарки (нерпичьей шкуры с удаленным волосяным покровом).
Другой вид декорирования – продержка ремешков через прорези в коже. Прорези располагали на одинаковом расстоянии друг от друга, и продернутый в них ремешок, контрастируя по цвету с основным материалом, образовывал орнамент из равномерно повторяющихся миниатюрных прямоугольников.
Рельефный декоративный шов обычно применялся при изготовлении обуви. Такой шов, соединяющий верхнюю часть меховых торбасов с подошвой, являлся одновременно и способом крепления, и формой украшения. Украшения из бисера часто представляют собой подвески, прикрепляемые к кухлянке. Бисером украшают подолы кухлянок, обувь, головные уборы, пояса, всевозможные кулоны, сумочки, кошельки.
В последние десятилетия у народов Крайнего Северо-Востока получила распространение роспись по коже. Ее авторами нередко являются известные граверы по кости. Используя в росписи по коже некоторые приемы гравировки по моржовому клыку, мастера развивают их применительно к новой технике и новому материалу. Росписью по коже украшаются обычно декоративные панно.
В настоящее время в каждом чукотском поселке живут мастерицы, прекрасно владеющие приемами художественной обработки кожи и меха. Имена многих из них известны далеко за пределами Чукотки. Изделия лучших мастериц Чукотки являются произведениями высокого искусства. Они экспонируются в музеях, на всероссийских и международных выставках. Традиции, связанные с этим видом художественного ремесла, продолжают жить. Во многих школах Чукотского АО проводятся занятия по шитью традиционной одежды, изготовлению всевозможных предметов из бисера, меха, кожи. В художественной обработке твердых материалов наибольшего совершенства достигла обработка кости (подробнее см.: с. 686-716).
Косторезное искусство чукчей получило наивысшее признание в 1970-е годы, когда мастера И. Сейгутегин, Г. Тынатваль и В. Эмкуль были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1976 г.), а Туккай, Е. Янку, В. Эмкуль, И. Сейгутегин получили почетное звание Заслуженного художника РСФСР.
В последние годы в искусстве гравировки на моржовом клыке и в скульптурной резьбе больше внимания уделяется национальному быту чукчей, отображению его этнографических особенностей.
Ведутся успешные поиски декоративных приемов в решении сюжетных композиций. Да и само искусство гравировки неизмеримо выросло, рисунок стал точнее и выразительнее (Бронштейн, Широков, 2008; Тишков, 2008).
Е.П. Батьянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)
Работы художника-костореза Лилии Ивановны Эйнес
(Чукотский Автономный Округ, г. Анадырь)