лого цифровизация12

арктический
многоязычный портал

Долганская орнаментика на традиционной одежде

По представлению долган одежда без души это одежда без орнаментов. Поэтому орнаментов на одежде называют “иччитэ” (от глагола “иччилээ” – одухотворить). А простую одежду без украшений – “иччитэ һуок”. Каждый орнамент несет в себе задачу оберегать от злых духов, слов и мыслей. Его наносят с определенной целью, его характер отображает мировоззрение долган, их веру в сакральное. Знаки и символы наносятся не только на одежду, но и как в качестве ритуального назначения на покрышку чума, бытовые предметы тоже не остаются без орнаментов.

Считается , что при шитьи орнаментов их надо наносить со светлыми мыслями и чувствами, как мы знаем, многие народы верят в силу слова, поэтому иногда мастерицы напевая наносят орнаменты, вкрепляя им дополнительную энергетику. Также для поддержания светлого настроя при работе важны обстановка и время создания узоров.

Киргизов Николай Олегович, мастер-косторез Таймырского дома народного творчества в традиционной долганской одежде
Барболина Анна Алексеевна, ведущий методист по долганской культуре Таймырского дома народного творчества, в своей традиционной одежде

Сейчас орнаментовка долганской одежды производится в основном бисером, без которого сейчас трудно представить традиционную одежду долгана.

До бисеров для обшивки орнаментов использовали окрашенный определенным (чаще зеленым, розовым и желтым) цветом подшейный волос оленя. Этот подшейный волос аккуратно брали из бороды оленя, было важно выдергивать его с корнем. Затем волосы собирали в пучок, соединяя и связывая их в один узел в районе корня, поскольку корень прочнее волоса. Волос использовался в основном как окантовочная полоска на орнаментах и между прямыми полосами из ткани.

Краску получали из природных материалов, такая краска стойкая. Для получения зеленого цвета использовали траву, красный цвет добывали из красного камня, имевший мягкую структуру, долганы называют его “һоһо таас” (охра). Технология выглядела так: камень крошили до состояния порошка потом в него добавляли жир и воду, затем кипятили в котле. Жир был связующим веществом для получения краски. Желтый цвет получают из желтого лишайника, тем же способом кипятения, он мог послужить в качестве краски. От нагара котла выходил черный цвет. К сожалению, старинная технология шитья таким способом вытеснена бисерной техникой [3].

Происхождение, распространение и структура долганских орнаментов до конца не изучена, но исследователи признают тунгусо-якутский пласт орнаментики долганов.

Долганский орнамент имеет много общего прежде всего с художественными традициями северных якутов-оленеводов, с которыми долганы, как известно, имеют этнокультурное родство. Этнокультурные заимствования происходят преимущественно у тех народов, чьи формы хозяйства наиболее близки. В этом отношении долган и северных якутов-оленеводов многое связывает. Культура якутов-оленеводов, выработавшая весьма самобытные художественные традиции, несколько отличается от культуры южных якутов-скотоводов системой орнаментальных мотивов.

По словам Василия Ивановича Батагая, заведующего отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Таймырского дома народного творчества, исследовавший долганскую традиционную одежду в ходе экспедиций, поселок Волочанка (Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край) является колыбелью богато орнаментированной долганской парки, который обуславливается тем, что там творили искусные мастерицы и через Волочанку проходил Хатангский тракт, где происходила активная торговля бисером, сукном, тканью, нитью [1]. 

Как показывают полевые исследования А.И. Саввинова на Таймыре и в ряде северных районов Якутии, долганы и северные якуты пользуются типологически сходными художественными мотивами. В связи с этим следует отметить, что особенности долганского орнамента нужно рассматривать прежде всего в тесной связи с североякутскими орнаментальными традициями, которые до настоящего времени отдельно еще не рассматривались, не изучены их типологические и стилистические особенности [4].

С.В. Иванов рассматривал долганский орнамент в системе художественных традиций тунгусоязычных народов Сибири, и такой подход был не случаен. Их типологические сходства объясняются не только хозяйственно-культурной и территориальной общностью, но и влиянием этногенетического фактора. Наличие столь очевидных эвено-эвенкийских мотивов в орнаментальных традициях долган связано прежде всего с присутствием в их этническом составе значительного тунгусского компонента [2].

Нижепредставленные орнаменты и их значения представлены в книге “Орнамент – язык предков”, авторы которого сотрудники Таймырского дома народного творчества: В.И. Батагай, В.Н. Попова, С.С. Аксёнова, С.М. Кудрякова, А.П. Яроцкая, Р.П. Яптунэ [3].

Орнамент "Ардай" (расщелина). Этот крупный зишзагообразный орнамент наносят на центральную орнаментальную часть прошвы на женской парке. Этот узор вдохновлен горными пейзажами. Для долганов горы были символом священных образов богатырей из эпосов, застывших каменных глыбах.

По поверьям долган, расщелина между гор – “портал в нижний мир”, именно оттуда приходят нечистые силы, через расщелину в горе богатырь Босхой Дурантай попал в нижний мир в эпосе “Тойон Джолдо”. Если “Ардай” не дополнить другим орнаментом – “Оҥуу”, то этот образ – расщелина или пустота – несет отрицательную энергию в духовной культуре.  Этот орнамент шьют в разных техниках: первая называется “Һинньэлээх арбагас ардай” – ломаная линия в технике шитья подшейным волосом оленя; вторая – “Торго ардай” – цветная ткань и нитки; третья – “Огуруо ардай” – бисерная; четвертая – “Тирии кыбытыы ардай” – меховая аппликация.

“Оҥуу” используется как деталь “Ардай”, этот орнамент в форме треугольника или сердечка расположен между зигзагами “Ардай” как дополнение, его наносят как оберег. “Оҥуу” символизирует стражу из трех богатырей, персонажей героического эпоса “Боскондой”, которые охраняют средний мир от злых духов.

“Тумус”, или “Тыҥырак” (мыс, или ноготок). Значение “мыса” у долган объясняется тем, что по их представлениям, Вселенная включает девять мысов, такое представление об устройстве Вселенной отражено в одном из стихотворений Огдо Аксёновой, долганской поэтессы. 

В эпических же сказаниях пройти в верхний мир можно через отверстия священного “Чиркана” (давящий самолов для ловли мелких пушных зверей). Там на страже двух мысов стоят два богатыря. Этот орнамент имеет три вида: первый в форме соединенных полукругов, второй имеет петлеобразную форму, третий – в виде заходящих друг за друга полукругов с обрубленными петлями. Такой узор встречается на орнаментальной прошве женской одежды, на хлястике, кисете, а также на головном уборе и обуви.

При вышивке “Тыҥырак” за образец берется овал ногтя большого пальца руки. Его вышивают мелким бысиреом, подшейным оленьим волосом и цветными нитками. 

Орнамент “Ирбии”. Долганы при виде цветения тундры или осеннего пейзажа говорили: “Һирбит дьирбийэр” – земля пестрит разными цветами, таким образом слово “ирбии” происходит от названия пестрой тундры. Поэтому такому орнаменту характерны отрывистая линия, пунктир, узкая ребристая полоска, полоска в “ёлочку”.

Второе значение – позвоночник. В долганской мифологии и веровании можно проследить, что позвоночник интерпретируется как оберег. По объяснению некоторых шаманов, крестовина бубна изображает крестообразную позвоночную кость гигантской щуки (Саканаана), на середине этой кости якобы покоится земля. щука пользуется в шаманстве большим почтением. Также есть поверье, что седьмой шейный позвонок дикого оленя обладает силой оберега: болезнь и плохие мысли не могут пройти через отверстие позвоночного диска. Эта полоска служит окантовочной линией или находится в центре орнамента. Её шьют белой и черной нитями или бисером. Так эта пестрая полоска играет главную роль при шитье любого орнамента в долганской одежде, оберегая всю орнаментальную композицию.

“Һутургу” – простой прямой, бесконечный. Полосовой орнамент в виде прямых линий. Данное название носит одежда с одноименным прямым полосовым орнаментом. Этот орнамент напоминает следы от нарт на снегу, уходившие далеко за горизонт. В “һутургу” парках можно увидеть данный орнамент. Его шьют из полосок тканей, скрученных в трубку и пришиваемых потайным швом.

Орнамент “Толбон”. Он исполняется в технике меховой мозаики в сочетании темных и светлых кусочков меха. У долган пятнистого оленя называют “бугдии”. Его считают священным – только он мог везтина себе семейных идолов или иконы. Пятна в долганской культуре играют роль священных знаков добрых богов Айыы. Во время якутского обряда “Алгыс” алнысчит становится на меховой коврик, которые называется “Толбон”. Черные и белые квадраты символизируют переплетение и пересечение (в шахматном порядке) черных и белых полос в жизни человека.

Есть несколько вариантов этого орнамента: 

а) Кып толбон. Орнамент шьется с красными прямоугольными вставками, окаймленными бисерным орнаментом “Илим карага” – ячейка сети. Красный цвет у долган ассоциируется с солнцем, красные куски материи привязывались к больному к больному месту. Считалось, что они были способны залечивать раны. 

б) Һоккор толбон. В долганском словаре слово “һоккор” переводится как “одноглазый”. В эпических сказаниях описываются одноглазые существа, живущие в параллельном мире.

в) Һаакымат толбон. Орнамент в виде шахматной доски. Он встречается только на прошве женской меховой парки. В конце ХХ века данный орнамент мастерицы начали шить из ткани и бисера. Его обычно шьют на суконных парках.

“Һарбанньак” – кисть руки, бахрома, лопатка рога оленя. Орнамент, состоящий из пикообразных или крестовидных выступов, соединенных округлыми или прямыми основаниями. “Һарбагар/арбагар” – ветвистый, другое слово “һарбай” переводится как “растопыренные пальцы”. В диалекте у долган “такбак” или “һарбак” переводится как “пять пальцев вместе”. Ветвистые рога оленя, по поверьям долган, оберегали от болезни и несчастья. Их направляли в ту сторону, откуда пришла беда. Болезнь или злой дух не могут пройти через острые кончики рогов, которые причиняют боль враждебным духам. Рога оленя использовались в обрядах, устанавливали на могиле и на крыше дома, тем самым подтверждается их оберегающая функция.

Существует несколько вариантов орнамента в зависимости от характера рисунка:

а) Иэгии һарбанньак – имеет округлое основание (“иэгэр” – сгибает). Этот орнамент является родителем орнамента “һарбанньак”.

б) Олордуу һарбанньак – посаженный на угол, имеет прямое основание. Этот орнамент любим мастерицами, так как он шьется легко.

в) Төгүрүк һарбанньак – дугообразный орнамент. Он дается профессиональным мастерицам из-за сложности шитья дугообразной формы.

г) Кулгаак һарбанньак – узор с ушками. На кончиках пикообразных выступов пришивают черные и белые бисеринки или нить в виде древней серьги. До появления серебряных якутских серег долганы носили серьги из бусин. Ухо символизирует удачу. Ведь недаром оленеводы вырезают кончики ушей оленей и зранят их в мешочках – тем самым притягивают удачу.
д) Толору һарбанньак – заполненный внутри. Внутреннюю часть этого орнамента мастерицы заполняли вертикальной пестрой полоской или крестом, заполняя пустоту. По поверьям долган, в пустоты. Во время длительного отсутствия человека на его постель клали острые предметы, чтобы в ней не поселился дух Иччи.

Варианты бордюрного узора “һарбанньах”

“Таҥалай” – нёбо. Ребристый орнамент в виде ёлочки, нёбо – одно из наиболее архаичных его значений, в разных фонетических вариантах встречается во многих тюркских языках. Кроме того, в старину у якутов так называлась женская свадебная шуба с короткими, не доходящими до локтей рукавами. Своё название орнамент, видимо, получил по характеру рисунка. Его шьют на обуви и мужских бисерных поясах. К примеру, орнамент «Таҥалай» на обуви шьют на боковых вставках, и орнамент устремлён всегда вверх. 

Его можно встретить на волосодержателях. По канонам долганской вышивки он шьётся только на определённых предметах одежды – на обуви или парке. Грубой ошибкой является вышивка орнамента «Таҥалай» на головном уборе.

Почему этот орнамент так называется у долган, и почему его называют «нёбо»? Если языком провести по нёбу, появляется чувство щекотливости, в какой-то степени – ощущение ребристости, хотя эту версию можно и не считать в качестве основания для создания этого орнамента. По ещё одной версии, орнамент «Таналай» на обуви направлен вверх, а не вниз потому, что это связано с движением вверх, к верхнему миру, где живут добрые божества Айыы.

“Һигэ” – ветка тальника, косой снегопад. Шнуровой орнамент, узкая полоска, состоящая из чередующихся белых и чёрных, косо расположенных полосок. Этот орнамент означает снегопад с ветром, склонившуюся от ветра ветку куста или дерева. «һиик каар» – снегопад с ветром, «һэктэ» – ветка куста, «мас туруута», «мас тырыта бокгойбут» – ветка куста наклонилась.


Ветка или куст символизируют у долган часть священного дерева «Туруу мас». Во время прибытия на новое место долганские женщины проводили обряд «Дэлбэргэ» – дар духам природы. На ветку они привязывали гирлянду из цветных лент, прося у духа хозяина местности разрешения на пребывание на этой территории.
Долганы с помощью ветки можжевельника или багульника проводили обряд очищения «Аластыр», или «Благопожелание».

“Илим карага” – ячейка сети. Орнамент в виде ромбиков. Этот орнамент встречается на обшлагах и в орнаментальных вставках. Узор символизирует сети для лова рыбы и птицы во время линьки. Рыболовная снасть является неотъемлемой частью промысловой деятельности северян. Ячейка – это отверстие. Долганы верят, что через круглые дыры в предметах могут проходить явления как душа или духи, поэтому отверстия играют положительную и отрицательную роль.

“Кутуйак каамыыта” – мышиный шаг. Мелкий узор в виде соединённых между собой мелких петелек. Другой вариант этого вида орнамента шьют из оленьего волоса из мелких прямоугольников, соединённых в шахматном порядке. Он встречается только на орнаментальной вставке вьючной сумки.

Когда солнце только появляется на горизонте, долганы говорят: «Мышь на кончике носа солнце несёт, солнце мышиными шагами поднимается». Долганы считают, что солнце в зимнее время уходит в нижний мир. И только маленькая мышка каждый год спускается в нижний мир, чтобы поднять солнечный диск в наш средний мир. Мышь в долганской культуре играет роль проводника в нижний мир. Таким образом, мастерицы вышивают этот орнамент как напоминание о рождении солнца и бесконечном странствии мыши во времени.

“Көтөр атага” – птичья лапка. Трёхвильчатая орнаментальная фигура различных модификаций. Этот вид встречается на орнаментальной вставке вьючной сумки, а также на кармане мужской праздничной парки.

Для чего долганские мастерицы украшали этим орнаментом вьючные сумки? Птичья лапка символизировала вестников верхних богов. И только птицы, по поверьям долган, могут долететь до девятого яруса, где живут добрые боги Айыы. Долганы считают, что маленькие птички (далбаки, халтай) являются душами детей. Убивать таких птичек считается большим грехом. Птичья лапка отгоняет злых духов. При аргише женщины в орнаментальную вьючную сумку клали самые дорогие вещи. Чтобы при переезде сумка не пропала, её обшивали различными орнаментами, придавая им функцию оберега. Таким образом женщины оберегали своё имущество.

“Ырбыы” – узкая полоска. Узкая линия в виде прямых контрастных вставок из кожи и меха на орнаментированной части вещи. У Э.К. Пекарского это слово имеет следующее определение: полоса на плоскости, разделяющая её на две части. По другой версии, «ырбыы» переводится как «тёмная узкая водяная полоса между льдом и берегом». Эта полоска для рыбаков означает наступившую пору ловли первой рыбы. Всем стойбищем люди устремляются на берег реки, где находятся целый день, проводят обряд кормления духа Хозяйки воды. Пробуют первую пойманную в этом году рыбу. Этот орнамент ассоциируется с событием первой ловли рыбы, когда все жители стойбища сливаются в одну дружную семью.

Уһуор – узор-розетка. Орнамент в виде четырёхвильчатой розетки. Этот орнамент встречается на затылочной части мужского капора. Его ещё называют «түннүк» – окно. Орнамент на затылочной части шапки не расшифрован. Есть предположение, что женщины затылочную часть капора шили для оберега со стороны спины. Ведь эта часть головы, по поверьям долган, считалась первым вместилищем «кут» – души человека при рождении. Вот что об этом пишет М.И. Попова: «Мягкое темя на голове младенца рассматривалось как место вхождения кут – доброго духа. Местом обитания души считали сердце. Представлялось, что в человеке заключено три души: одна обитала в затылке и могла внезапно исчезнуть. В теле помещалась вторая душа. Эта душа не была такой подвижной. Третья душа находилась в спине. От испуга она уходила, тогда человек становился «өмүрэк», т.е, пугливый».