Орнаменты на ненецкой одежде

Орнамент отражает не только эстетическое представление народов о красоте, но и воспроизводит этнические и культурные процессы, протекающие на севере России. С древних времён декоративно-прикладное искусство ненцев тесно связано с традиционным бытовым укладом оленеводов, охотников и рыбаков. Житель Севера с ранних лет учился читать следы зверей и птиц, следил за их повадками, наблюдал за пробуждением природы весной, за летним цветением. И всю увиденную и подмеченную вокруг себя красоту стремился передать посредством меховой мозаики, резьбы по кости и дереву, рисунков на снегу, на поверхности гладкого льда.

Среди мотивов, входящих в состав орнаментов ненцев встречаются полосы, квадраты, треугольники, заимствованные от предков, населявших Север Сибири в эпоху неолита, а пересеченные прямоугольники, зигзаги появились позже, в результате контактов с народами Саяно-Алтайского нагорья [3]. На конфигурацию ненецких орнаментов повлияли приобские народы. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха. Монохромный строй обогащают вставки сукна синего, зеленого и желтого цветов. У ненцев белый цвет означает добро, благополучие, чистоту, он отождествляется с верхним миром. Чёрный ассоциируется с болезнью, смертью, нижним миром; зелёный – цвет травы, весны и лета. Красный – цвет огня и тепла крови, зарождения жизни. Жёлтый – солнце, синий – небо. 

По словам Яроцкой Анны Павловны, мастера-художника по костюмам в Таймырском доме народного творчества, ненцы внимательны к отбору орнаментов на своей одежде. Чаще там встречаются священные животные, птицы, природные явления. В прошлом у каждого роды были свои обозначающие орнаменты. В настоящий момент наблюдается, что некоторые мастерицы наносят орнаменты без учета того, что один орнамент может негативно повлиять на человека если его сочетать с другим. Например, орнаментальное изображение волка нельзя смешивать с медвежьим, считается что мужчина может стать агрессивным. Есть также частота нанесения мастерицей определенного орнамента, к примеру: орнамент “следы медведя” мастерице следует наносить семь раз и не более, иначе это может пагубно влиять на ее жизнь [1].

Нижепредставленные орнаменты и их значения представлены в книге “Орнамент – язык предков”, авторы которого сотрудники Таймырского дома народного творчества: В.И. Батагай, В.Н. Попова, С.С. Аксёнова, С.М. Кудрякова, А.П. Яроцкая, Р.П. Яптунэ. [3] 

” Варк’ ня’ ” – пасть медведя используется только на одежде мужчины. Медведь считается  священным для ненцев, его изображение и клыки носят оберегательный характер. Этот орнамент наделяет своего владельца бесстрашием, силой и мощью.

 

 

 

“Ңэваката” – хоровод, головки. Он означает крепкие узы, чистые помыслы, дружбы, символизируя единений людей. Орнамент связан с обрядом очищения, который ежегодно проводят женщины – хозяйки чума и хранительницы очага. Поэтому его на своей одежде носят женщины чаще встречаются в шапках и бакари.

“Санарта ты” – прыгающий олень. Олень для северного кочевника основа его жизни, поэтому орнаменты, связанные с ним, широко использовали для украшения одежды и предметов быта. Орнаменты с изображением оленьих рогов, головы не применяют на обуви. “Нельзя топтать голову оленя, без оленя мы никто”, – так обычно выражаются ненцы.

“Мядико” – подобный чуму. Чум столетиями, споря с натиском природы, стоит в тундре как символ человеческой воли, мудрости и силы. Этот орнамент используется для украшения одежды, мужских и женских бакарей. Часто его наносят дополнительно к основному орнаменту.

 

 

 

 

“Ядхаледа неру” – согнувшееся дерево. По видению ненца в тундре все живо и деревья имеют душу. Каждое дерево, куст относятся к какому-либо миру духов. Кедр и сосна, например, являются деревьями подземных духов. Если дерево согнулось, значит, оно говорит со своим хозяином.

“Яңго” – капкан. Орнамент, символизирующий удачу, применяется в основном для украшения мужских поясов, чтобы удача сопутствовала промысловикам в добыче. Охота для жителей тундры является одним из основных видов деятельности, издавна ненцы считаются отличными охотниками. От отца к сыну передавались секреты счастливого промысла. Пушного зверя добывали при помощи капканов.

“Сармик’ яңго” – волчий капкан

“Тёня’ салик” – локоть лисицы. Лисица – символ ловкости, хитрости и смекалки. Без таких качеств сложно прожить в условиях тундры. Поэтому ненцы с большим уважением относились к этому животному. Лисьи шкуры преподносили в дар семейным духам и главному из них – Яв малу. В давние времена большинство ненецких семей имели в культовых ящичках и священных нартах лисью шкурку. Лиса считается священной еще и потому, что охотится на мышей, а по мифологии ненцев, мышь, находясь на услужении бога нижнего мира Нга, могла забраться в жилище и унести с собой души членов семьи. Данный орнамент распространен среди мастериц и его часто можно встретить на женской одежде.

 

 

“Варк’ ядма” – след медведя. Многим ненецким родам тотемным животным является медведь. Он охраняет семью от болезней, разрешает споры между членами семьи. Этот символ силы и могущества используется не только на мужской одежде, но и на предметах быта. Мастерица может наносить этот орнамент за свою жизнь только семь раз, иначе он теряет свой магический смысл.

“Сармик’ ня’ ” – волчья пасть. Используется только на мужской одежде, так как волк является священным животным, хозяином оленьего стада. Волк очень умное животное, даже если преследовать его по тундре, догнать его охотнику сложно. Он заметает свои следы хвостом, исчезая в пространстве. Орнамент с изображением волка, по замыслу его создателей, наделяет смекалкой и ясностью ума имеющих его на своей одежде.

“Хабарта” – лось пробирается по лесу. Лось для ненца является священным животным. Лось считается Хозяйкой леса, недаром говорят, что у Хозяйки леса лосиные ноги. Кости и мясо лося собакам не давали. Женщинам нельзя употреблять в пищу глаза, язык. Из лосиных камусов шьют только обувь для мужчин. Этот орнамент используют длядекора праздничной одежды.

 

“Лярса” – паук. Паук является почитаемым символом. Паутину нельзя разрушать, иначе ждет тебя неудача в охоте и рыбалке. Если на макушке чума рыжий паук начинает плести свою сеть, значит хозяина чума ждет удачная рыбалка.

“Пюңг” – карликовая береза. Карликовая береза, произрастающая в тундре, считается символом стойкости и прочности, она не прогибается под ветрами и морозами. Широко применяется для украшения как женской, так и мужской одежды.

 

 

“Таряха” – белка. Орнамент лесных ненцев. По ненецкой мифологии, белка является помощником духа Хозяйки леса и символизирует домовитость. За рыжий окрас шкурки белку называют золотой. Этот несложный орнамент широко используют для декора не только одежды, но и предметов быта.

“Ңарка тэваси ңэ” – лапки взрослого зайца. Орнамент напоминает очень крепкие и сильные лапки зайца. Зайцу не страшны ни мороз, ни холод. Используя этот орнамент для украшения одежды, мастерица желала владельцу быть сильным телом, чтоб он крепко стоял на земле.

“Няватана сую” – бегущий олененок. Этот орнамент используют для украшения детской одежды, желая ребенку расти шустрым, крепким, здоровым, как олененок. Весной в тундре можно наблюдать только что родившихся телят, у которых быстро крепнут ножки. Будто радуясь этому, телята сразу начинают бегать и прыгать.

 

 

“Ты’ сехэры” – оленья тропа. Когда олени передвигаются по глубокому снегу, чтобы не провалиться и сберечь силы, они ступают след в след, образуя узкие оленьи тропы. Этот орнамент применяется на мужской одежде. Используя его для украшения одежды своего мужа, женщина мысленно желала, чтоб дорога жизни у мужа была ровной, спокойной.

 

 

 

 

 

 

” Я’ хорв’ тибя” ” – бивни мамонта. Дословный перевод – “зуб мамонта”. Ненцы называли мамонта “бык земли”. Они считают, что мамонты рыли подземные тоннели и, когда выходили на поверхность (чаще всего из кручи высокого берега реки), мгновенно погибали от солнечного света. Вот почему чаще всего торчащие бивни находят на берегах рек. По преданию, на мамонтах ехдили легендарные подземные люди Сихиртя. Сихиртя в переводе с ненецкого – “норы роющие”. Считается, что из сопки, где они жили, обязательно торчит метка – бивень мамонта.

 

 

” Халя’ тёнабць’ ” – вешала для сушки рыбы. В летнее время хозяюшки сушили рыбу, делали юколу. Вешала для сушки рыбы складывались из женских хореев и лишних шестов для чумов. Рыбу сушили три дня на солнце, затем заносили в чум для копчения. Этот орнамент используют для украшения мужской и женской одежды. Орнамент изображает вешала, полные рыбы. Его присутствие на одежде – пожелание хозяйке полной жизни, удачи в рыбалке и охоте.

 

 

“Халэв’ то” – крылья чайки. Считается, что чайка – это птица духа, управляющего тучами и грозой. У ненцев есть приметы, связанные с чайками: если чайки взволнованно начинают летать над берегом, значит, быть дождю. А если чайки закружили над закинутым неводом, значит, можно ждать богатого улова рыбы.

 

 

“Пыря лы” – кость щуки. Щука, по верованиям ненцев, считается рыбой Духа воды. У хозяина воды щучья спина. Щука является помощником шамана при общении с духами воды. Есть предположение, что поэтому женщине разделывать эту рыбы – грех. Резать ей хребет в некоторых случаях даже мужчине нельзя. Кости с головы щуки не дают собакам, а бросают в огонь. У ненцев есть род Пэрираха, что в переводе означает “подобный щуке”. Видимо, этот орнамент имеет отношение к роду, у которого щука является тотемной рыбой. Данный орнамент играет роль оберега.

“Тиртя ябто, тиртя лимбя” – взлетающий гусь, взлетающий орел. Орел – птица верхних духов, с его помощью шаман мог общаться с духами верхнего мира. Появление солнца на горизонте сравнивали с орлом, сидящим на сопке. Появление нового солнца означало наступление нового года. Считается, что орнамент защищает от злых духов.

 

 

“Хора’ тарава” – свадебный танец быка. Хоры во время гона всегда красуются перед важенками. Устраивают бои между собой не на жизнь, а на смерть. Бывали такие случаи, что рога их могли запутаться между собой, и оба хора погибали в равном бою. Важенка, за которую боролись хоры, ждала своего победителя и уходила с ним в тундру. На этом орнаменте изображен хор-победитель, символ мужественности. Желая быть победителем по жизни своему сыну, брату или мужу, женщина нашивала этот орнамент на одежду мужчины. В женской одежде применяется в сочетании с женским орнаментом для привлечения счастья в семейной жизни.

 

 

 

“Хабарта’ нямд” – рога лося. Орнамент, изображающий красивые, необычные рога лося, использовали на одежде у мужчин и мальчиков. Лось является животным Хозяйки леса. Из рогов лося делали обереги, обладающие особой силой. Орнамент с изображением рогов лося тоже имеет значение оберега, наделяет человека крепостью, силой духа и мудростью.

“Хабт’ нямд” – рога кастрата. Самые почитаемы домашние олени с ветвистыми рогами принадлежали верховным божествам, семейным дузам. Используется орнамент для декора одежды и предметов быта.

Издавна, желая приумножить стадо своих оленей, использовали узор в форме рогов оленя. Считалось, что это изображение помогает при массовом падеже оленей от страшных болезней, таких как сибирская язва, чума, цинга и т. д [4].

 

“Халяхад панта ёрть'” – невод, полный рыбы. Рыбалка для ненцев является традиционным занятием. Рыбу ловили самым разными способами. В основном добычей рыбы занимались осёдлые ненцы, у которых не было своих оленей. Именно они и использовали этот орнамент для украшения одежды. Невод, полный рыбы – это символ удачи и процветания.

 

 

 

“Тэваси’ ха” – заячьи ушки. Для одежды маленьких детей традиционно использовали мелкие орнаменты. Орнамент “заячьи ушки” считается символом материнской заботы, несущим покой ребенку. Для ребенка до 1 года оберегом являлась люлька, в которой он спал. Люльку украшали бисером, металлическими украшениями с оберегающими символами и колокольчиками. Под подушку клали коготь тотемного животного рода

“Ңарка ея мя”” – большой чум. Это узорное изображение чума используется для украшения праздничной одежды, чаще женской, так как мир ненки это чум. Он являет собою символ жизни, крепости и прочности.

 

 

“Нохо’ лэмбара” – грудная кость песца. В мировоззрении ненцев песец – животное, требующее уважительного, даже трепетного отношения. Часто его относят к священным животным. Если шкурку песца кому-то дарили, то кончик носта отрезали от меха и оставляли себе. Это было нужно, чтобы не лишиться удачи. Этот орнамент часто используют для декора женских бакарей и унтаек.

“Пэдара ерв не” – хозяйка леса. Жители тундры всегда трепетно и бережно относились к природе, такое же отношение было и к Хозяйке леса. В представлении ненцев Хозяйка леса – красивая девушка с длинными волосами, у которой лосиные ноги. Она является защитницей леса и его жителей, у нее много помощников среди зверей. На изображении орнаменте она словно танцует свой обрядовый танец. Орнамент используется для украшения верхней одежды.

 

 

 

 

“Ненэця хэвдяр” – бок человека. Неброский орнамент используют для украшения детской одежды. У ненцев считается, что нельзя слишком богато украшать одежду детей, иначе можно привлечь внимание злых духов, которые могут нанести вред ребенку.

” Вада” ” – крюк. В тундре пищу готовят на костре. Для подвешивания чайника или котла наж огнем используют специальный крюк, который называется “туъвада”. Это нехитрый инструмент домашнего обихода нашел свое отражение и в орнаментах. Таким орнаментом украшают одежду, чтобы в доме всегда был достаток.

 

 

 

 

“Хо’ мал” – березовые ветки. Относясь бережно к природе, житель тундры вместе с этим почитал деревья, и береза в тундре считается священной. Это обусловлено тем, что береза была самым щедрым и полезным деревом. Она дает материал для покрытия летних чумов, изготовления домашней утвари, полезный сок для питья. Белый цвет ее коры ассоциируется с чистотой, светом и добрым началом.

 

 

“Харп” – северное сияние. По преданиям ненцев, северное сияние – дыхание бога Нум. Когда появляется северное сияние на небе, это означает, что бог приблизился к земле и наблюдает за всем происходящим. Детям запрещали играть с северным сиянием, вызывать его переливы при помощи громких криков или свиста. Говорили: Разгневаете Нум.

 

 

“Няватана вэнеко” – бегущая собака. Одна из легенд гласит: некогда верховный бог Нум дал каждому отдельное хозяйство. Человек и собака жили порознь. Собака быстро уничтожила свои припасы, съев за короткий срок и содержимое грузовых нарт, и оленей, не заботясь о будущем. Тогда Нум рассердился и сказал: “Ты совсем не умеешь жить самостоятельно, иди к человеку и живи с ним. Сиди на привязи и ешь то, что даст человек”. Нум выдернул из своей головы волос и бросил на собаку. Собака покрылась шерстью и лишилась дара речи. С тех пор она лает в пустоту ночи, завидев обитателей подземного царства.

 

 

 

 

<