Рыболовный промысел

  Рыболовство было основным занятием русских старожилов. Именно оно поставляло главный продукт питания для людей и корм для собак. Слова «рыба» и «еда» здесь были идентичны, часто можно было услышать выражения: «Еда появилась», «Еду хорошо промышляли», «Без еды сидят» и т. п. – все это о рыбе.

Основные виды рыбы, которую промышляли в Индигирке, – омуль, муксун, ряпушка, чир, нельма. Все рыболовные участки традиционно были закреплены за отдельными хозяйствами. Причем участок переходил от отца к сыну, от сына к внуку.

  Рыбаки испытывали острую нужду в конском волосе, конопле (пеньке. – И.Ч.), пряже – в самом необходимом для изготовления рыбачьих снастей. Старики рассказывали, что были даже случаи, когда женщины косы обрезали и плели из них сети. В апреле 1901 года русскоустьинцы обратились с ходатайством в Якутское областное управление о выделении им ссуды в сумме 916 рублей 50 копеек для приобретения рыболовных снастей. Ответ они получили через два года: “Общее присутствие не  признало приговора верхоянских мещан о выдаче им в ссуду 916 рублей 5- копеек сроком на 5 лет заслуживающим уважения, а потому журналом от29 ноября 1903 года за №546 определило: означенное ходатайство остаить без удовлетворения, о чем и объявить мещанам через верхоянского исправника [ЦГА ЯАССР, ф.8, оп.1, д. 258]. Лишенные какой – либо материальной поддержки со стороны государства, люди продолжали упорную борьбу за свое существование.”

  Лов рыбы неводом начинался с Федосьина дня, то есть с 29 мая (здесь и далее даты даются по старому стилю), и продолжался до 14 сентября (Воздвиженьев  день). После этого невода “вешали”, так как рыба после нереста “проворачивала” к морю.

  В результате длительной трудовой деятельности по освоению края у индигирщиков выробатался довольно четкий промыслово-хозяйственный календарь.

  Например:

  Егорьев день (23.04) – прилет гусей.

  Весенний Никола (9.05) – солнце не заходит за горизонт.

  Федосьин день (29.05) – добыча “свежины”, то есть начало лова рыбы по открытой воде. Существовала поговорка: “Егорий с травой, Микола с водой, Федосья с едой”.

  Прокопьев день (08.07) – начало гусевания и массовый ход чира.

  Успенье (15.08) – начало массового хода ряпушки («сельдятки»).

  Ильин день (20.07) – солнце первый раз заходит за горизонт.

  Михайлов день (08.09) – начало полярной ночи.

  Покров (01.10) – начало езды на собаках.

  Дмитриев день (26.10) – насторожка пастей.

  Крещение (06.01) – выход солнца, конец полярной ночи.

  Евдокии день (01.03) – запрещается пользоваться освещением.

  Алексеев день (17.03) – выезд на лов нерпы и т.п.

  Неводом рыбачили в основном женщины и дети. На более богатых промысловых участках собиралось несколько семей. Избирался староста участка. Неводной лов назывался «неводьбой», а отдельное притонение – «метанием тони».

  Время между окончанием одного притонения и началом другого – «нажидание тони» – устанавливалось по солнцу и отдельным ориентирам и не должно было превышать примерно одного часа (хотя часов ни у кого не было). Если кто-либо не придерживался этого времени, его «понужали», то есть велели поторопиться, что иногда вызывало недоразумение.

 Наиболее удачными для промысла, особенно в августе и сентябре считались (в период восхода солнца) и вечернее ( в период у захода). На утреннее притонение – «пристройну» и на вечернее «закатну» устанавливалась очередность. Невод длиной 7080 м состоит из крыльев, из которых одно, «бережное», делалось короче и ниже. Крылья эти связывались из отдельных сетей («мереж») от 10 до 15 м длиной до 4 м высотой. Крылья невода пришивались к мотне, имеющей форму мешка. Нити мотни делались толще, ячеи меньших размеров – обычно в два пальца диаметром. Мотня вязалась отдельно.

 Через ячейки верхнего и нижнего краев невода пропускалась тетива – веревка толщиной 1 см.

 

 К верхней тетиве через 25-30 сантиметров деревянные поплавки, а к нижней грузила («кибасья»). Поплавки длиной 20 см шириной 10 см делались из сухого корня лиственницы овальной, несколько удлиненной формы. с отверстием на одном конце, сквозь которое пропускалась веревка для подвязывания к тетиве. Грузила неводные («кибасья») размером 8*5 см делались из мамонтовой кости или оленьих рогов.
Выдаваясь на 2-4 см от концов невода, тетивы соединялись вместе треугольником и образовывали «уши», у которых нижняя сторона длиннее. К концам «ушей» привязывался деревянный поплавок («наплав») около 50 см для того, чтобы «уши» невода плавали по верху, не опускаясь на дно. К «ушам» привязывались длинные веревки – «клячи» («речник» и «бережник»), посредством которых тянут невод. Над мотней на верхней тетиве примазывался большой поплавок («логда»), который представляет собой два диаметром 30 см, скрепленных между собой прямым углом. Один полукруг имеет посередине круглое отверстие, а второй – крестообразный вырез. Мотня имеет длину 3-5 м.

 Закидывали невод, как правило, втроем: один шел по берегу («бeрежничал»), второй – сидел на веслах – (выгребал), а третий выкидывал невод («выбрасывальщик»). Если не хватало третьего человека, то нанимали со стороны за 1/3 улова («работник из части»).

 Во время массового хода рыбы, особенно в августе, устанавливалась круглосуточная неводьба
Вспоминаются тяжелые военные годы: скудное питание, нехватка одежды обуви.

 Ноги и руки в постоянной сырости. Иногда приходилось рыбачить босиком. Зачастую мы, дети, и не радовались хорошим уловам, потому что для нас это было изнурительный труд. Ведь пойманную рыбу надо было отвезти на лодке за 5-10 километров и сдать на приемный пункт, все это делалось вручную, Чего греха таить. мы иногда в душе молились: «Хоть бы низовая погода упала да по плесу и дунула на тря дня, вот бы отоспались!».

 Небольшие речки, вытекающие из больших озер, по которым рыба шла на нерест или возвращались обратно в море, коллективно перегораживали. Из крепкой неводной дели изготавливали ставной невод – «паек» – и устанавливали его на прочных жердях («тычках») поперек реки. В такой коллективной ловле активно участвовали женщины, но распределение добычи шло по количеству мужских душ в хозяйстве. Один пай выделялся владельцам «пайка».

 Мужчины ловили рыбу сетями. Ее плели (вязали) из конского волоса. Высота сети 2 м. (27-29 узлов), длина 18-20 м. (300-350 ячей). Размер ячеи определяли при помощи пальцев (перстов). На омуля применялась сеть «пятирик» – пять перстов (что соответствовало 50 мм), на чира – «шестирик» (шесть перстов), на муксуна и нельму – «семирик» (семь перстов). Сети, предназначенные для лова ряпушки, назывались «сельдевиками», размер ячеи – три перста (30 мм). Каждая сеть, как и невод, имела верхнюю и нижнюю тетивы, к ним привязывались поплавки и грузила.

 Сетные поплавки были трех видов:

  •  Поплавки крупноячейных сетей – «трупки». «Трупка» – деревянная пластинка длиной 10 см, шириной 3 см и толщиной 1 см прикреплялась к тетиве постоянно на весь срок службы сети;
  •  Поплавки для «сельдевок» – «плавки». Это деревянные круги диаметром 7-8 см с вырезом посередине для продевания веревок и связывания их вместе, когда сеть находится в сложенном виде;
  •  Временные поплавки – «наплавы». Это толстые круглые палки длиной 50-60 см, которые привязались во время установки сети. Если сеть снимали, наплавы отвязывали и сушили на солнце. Иногда вместо наплавов привязывали небольшие чурочки («кирбены»).

 Сетевые грузила («кибасья») делались из мелких камней, прикрепляемых корнями тальника к деревянному кольцу диаметром 10-14 см, Деревянные кольт» изготавливались из наружного крепкого сухого слоя лиственницы – «креня» – и пропаривались п горячей воде, Кольца хорошо предохраняли камни от запутывания в ячеях сети.

 Для плетения неводов и нитяных сетей употреблялись;

  • костяная или деревянная игла — челнок, на которой наматываются нитки;
  • дощечка, служащая меркой ячеи (в зависимости от вида рыбы имела различную ширину).

 Техника плетения волосяной сети какова: нить для плетения сучится на коленях и составляется из пяти-семи волосков.

 Полученные таким образом две нитки соединяются между собой одном конце двойным узлом. От лого узла посредством костяной или деревянной мерки («садки»), имеющей краям зарубки для различных ячей, откладывается необходимая шля ячеи длина и делается второй узел. Таким образом, получается первая ячейка сети.

 И когда таких ячей накопит; 50 штук («столбик»), их продевают на особую костяную (деревянную) пластинку, заключенную между двумя концами костяной (деревянной) дужки («сетной головки»), После этого, опять же измеряя меркой («садкой»), продолжают делать втором ряд ячей, соединяя одну нить первой пары с нитью второй пары. Когда нити близки к концу снизу привязывают другие. Таким же образом делаются и другие ряды узлов. Когда будет связан 29-31-й ряды узлов, готов один «столбик» сепи. Для сети требуется шесть-семь таких «столбиков». Готовые «столбики» стоймя соединяются между собой при помощи волосяных ниток. Тетиву для сетей сучили даже из конского волоса. Сучили на колене, для этого на него надевали «наколенник» — кусок замши, — время от времени посыпая его золой.

 Изготовлением и ремонтом невода занимались женщины. Мужчины для него делали лишь поплавки и грузила. Ранней весной, во время половодья, сети ставили в лайдах, курьях и в небольших речках, летом в «уловах» на реке — заводях. Все улова были на учете и закреплялись за отдельными хозяйствами или заимками,
Осенью, в сентябре, в глубоких местах сети опускали на дно реки («спускали на яму»), где ловились в основном муксун и нельма. После ледостава ставили сети на реке и озерах. В декабре все рыбаки выезжали на устье Индигирки «метать сети», то есть ставить их на морского омуля.

 Методика постановки сетей подо льдом такова. Пешней продалбливали прорубь, затем отмеряли расстояние по длине сети и продалбливали вторую лунку. Опускали под лед длинную тонкую жердь («норило»), за конец которой привязывали длинную веревку («прогон»). «Норила» на всю длину сети не хватало, поэтому посередине прорубали. Вспомогательную лунку, куда спускали палку с крючком на конце («крук»), при помощи которой ловили норило. Норило проталкивали к следующей лунке при помощи специальной рогулины («вилки»). Для выкидывания льда из проруби применялся «сак» – палка длиной 1,5 м с деревянным переплетенным обручем на конце. Каждый рыбак устанавливал в ряд поперек реки восемь-десять сетей («ярус»).

 В декабре лед на Индигирке достигает полутарометровой толщины, в этих условиях установка сетей — дело исключительно трудоемкое, требующее физической закалки и уменья.
Рассказывают, что в старину были удалые люди («долбцы») — мастера подледного лова. Будто бы хороший долбец в декабрьский мороз за четыре часа мог один установить восемь сетей, а на пяти-шестиметровой глубине со дна реки при помощи пешни и веревки мог достать упавший в воду нож или трубку. Наконец, под полутораметровым слоем льда сращивал два норила и т. п.

 Осенью производился подледный лов налима переметами при помощи «уд». «Уда» – деревянная или костяная спица длиной 7-8 см, концы которой остро заточены. К середине спицы привязывалась крепкая нить длиной 20 см, другой конец нити прикреплялся к поводку. Нажива (обычно пол ряпушки) прикреплялась на одном конце уды.

 Индигирщики, как и все русские старожилы Севера, были и остаются прекрасными рыболовами и охотниками. На основе векового опыта они выработали навыки бережного отношения к природе и рационального использования ее ресурсов. Особенно это относится к рыбе, которая была их основной пищей. У них своеобразные заказники, в которых они вовсе не рыбачили, занимались промыслом только определенное, строго ограниченное время.

 Запрещалось, например, заниматься ловом до Дмитриева дня, то есть до 26 декабря (по старому стилю) в следующих местах: ниже Степанова по Русско-Устьинской протоке, ниже Карбаса – по Новой, ниже Турку на – по Средней протоке и ниже Колесова – по Колымской протоке. Это были места зимнего нагула рыбы.

 

Из книги Алексея Чикачева “Русские на Индигирке”

 

ru_RU
Прокрутить вверх
Прокрутить наверх